Сочинение Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка)
В зрелой лирике М.Ю.Лермонтова критика современности становится более социально-острой и конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью….» реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума».
По своему жанру оно является такой же элегией-сатирой. Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения – общественное поведение человека. Она раскрывается с помощью характеристики поколения тридцатых годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в двадцатые годы, не поколение «отцов», то есть декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривались ими как «ошибка»:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Новое поколение отошло от участия в общественно-политической жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой»; его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет позорное малодушие перед опасностью; является «презренным рабом перед властью». На самом деле, после поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова – не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего к этому поколению, о чем свидетельствует употребление местоимений первого лица множественного числа «мы». Поэт не отделяет себя от общества, он страдает вместе с ним. Первым, кто увидел это, был Герцен: «Эти стихи написаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?»
В стихотворении можно выделить три смысловые части. В первой слышится печаль о судьбе поколения, во второй – ирония над своими современниками, и в третьей – открытый приговор, обвинение.
Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие – законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, голос страсти – приглушенно. Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» - знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма: «печально», «томит», «вянем»; слова философского и общественно-политического значения: «познанья», «сомненья», «добру», «злу», «рабы» и др. Выразительны резкие оценочные эпитеты: «постыдно», «позорно». Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается игрой «прозаизмов» и «поэтизмов»: «остаток» - «чувства», которая поддержана употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» - «любим», «холод» - «огонь». Романтика сменяется реквиемом по поколению. В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судья», «гражданин» и т.д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозрачнее становится стиль.
В «Думе» М.Ю.Лермонтов выступает как строгий судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они «вянут без борьбы», не пытаются изменить свою судьбу. Поэт показывает духовную смерть поколения.
Читатель постепенно входит в мир «обесцененных ценностей»; «богатство ошибками» - не богатство, а бедность; бесполезный клад – не клад; чужой праздник – не праздник; бесполезные науки – не науки; томительная жизнь – не жизнь.
Таким образом, идея стихотворения – призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. Лермонтов как бы зовет свое поколение к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.