Сочинение Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы.
Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.
Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.
Герой стихотворения - Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:
Поэтом может ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.
Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте.
Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ".
Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.
Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова - это гражданин:
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из "Забытой деревни", и жестокий помещик из стихотворения "Родина", и чиновник из "Размышлений у парадного подъезда". И повсюду слышится стон мужика: "где народ - там и стон...". И этот народ - русские крестьяне - все терпит. Поэт негодует:
Тем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел!
Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев - барин и мужик, интеллигент и человек из народа.
Примером такого противопоставления служит стихотворение "В дороге". Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения - "барской" и "мужицкой".
Но с одной стороны:
Я дворянскому нашему роду
Блеска мерой моей не стяжал…
С другой же –
Я настолько же чуждым народу
Умираю, как жить начинал.
Эта проблема - стать дворянином или слиться с народом - осталась для поэта неразрешенной.
Многие произведения Некрасова написаны в чисто "народном" духе. Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как "Знахарка", "Катерина", "Зеленый шум" и другие.
Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного. Это произведения интимной лирики: "Демону", "Давно отвергнутый тобой...", "Как ты робка, как ты послушна..."
Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал:"Гляди!
Сестра твоя родная!"
Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа. Поэтому некоторые из них так и называются: "Песня Еремушке", "Песня о свободном слове". Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова.
Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение "Элегия". Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу:
Пуская нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - "страдания народа".
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она..
Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа. Эта мысль найдет свое развитие в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
И как завет звучат снова слова поэта:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.