Сочинение Тема добра и зла
"Тема добра и зла."
Булгаков - все сочинения
Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова \"Мастер и Маргарита\" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, \"командует\" другой стороной - пороками человечества, провоцирует их выявление (\"денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить\", \"женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли\"), то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия (\"Я…всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой,…я выплакала вес глаза\").В слово \"добро\" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания. Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: \"Все люди добрые\". То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть \"двенадцать тысяч лун\" назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. \"Изменились ли эти горожане внутренне?\"--прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое \"нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы\".Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, \"самым тяжким\" из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма: \"Поздравляю вас, гражданин, совратили!\", \"Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!\", \"Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие\". Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, \"земная\" борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско - гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность \"Мастера и Маргариты\" заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал. Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею: \"Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен\". Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила \"вечно хочет зла и вечно совершает благо\"? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут позавидовать обыватели Москвы: \"Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются\". Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру. Так появление \"мессира\" переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и он дал слово: \"стишков больше писать не буду\" и становиться профессором истории и философии. Прекрасное перерождение! А покой, подаренный мастеру и Маргарите?