Сочинение Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А.А. Блока)

    На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, и культурной, и политической… Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

    Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви. Она, конечно же, занимает большое место и в творчестве Блока.

    В 1898-1904 годах поэт создает свой цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
    Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

    Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо –

    Все в облике одном предчувствую Тебя.

    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

    И молча жду, - тоскуя и любя.

    Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

    Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то – «невозможные», шаги – «несуществующие».
    Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы. Так, «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого лирического героя. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.

    Но, несмотря на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

    Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости.
    Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный – тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

    Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:

    Мы встречались с тобой на закате,

    Ты веслом рассекала залив.

    Я любил твое белое платье,

    Утонченность мечты разлюбив.

    Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.

    К началу 1900-х годов поэт начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но, вместе с тем, и более реальной. Новый облик преобретает лирический герой. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.

    1906-1907 – цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий – «Фаина» (1906-1908) – актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности. Женщина здесь – символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»):

    Ненавидя, кляня и любя:

    За мученья, за гибель – я знаю –

    Все равно: принимаю тебя.

    Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.

    Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе…». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:

    Ты в синий плащ печально завернулась,

    В сырую ночь ты из дому ушла…

    Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил…».

    Терерь, хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.

К-во Просмотров: 1984
Найти или скачать Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А.А. Блока)