Сочинение Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского
В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей. Чехов эту тему раскрывает в таких рассказах, как “Ионыч”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.
В рассказе “Палата № 6” доктор Андрей Ефимович Рагин замыкается в себе и успокаивает свою совесть, постепенно усыпляет ее, приучает себя за долгие годы службы не обращать внимания на страдания людей. В конечном счете такая жизненная позиция приводит самого Рагина на больничную койку палаты для душевнобольных. Наступает запоздалое прозрение, но поздно. Рагин не смог вынести тех унижений, которым подвергались его больные на протяжении долгих лет, он умер от апоплексического удара.
Следует отметить, что эти писатели по-разному относятся к “маленькому человеку”. Достоевский сочувствует ему, а Чехов иронизирует над ним, высмеивает его недостатки, узость мышления, кругозора, представлений о жизни и мире.
Однако прежде чем перейти к анализу произведений, в которых героями являются “маленькие люди”, следует понять, что подразумевают писатели под понятием “маленький человек”. У Чехова “маленькие люди” -это мещане, обыватели. Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают. Если бы жизненные обстоятельства не били бы их постоянно, если не было бы скучной обязанности жить, то они остановились бы, замерли, погрузились бы в сладкую дремоту и оставались бы в таком состоянии месяцы, годы, века. Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира “маленьких людей”, так как они создали для себя (каждый по-своему) футляр и не желают знать, что за ним, что вне его. И поэтому писатель смеется, даже подчас издевается над их тупостью, невежеством, чинопочитанием, глупостью; он хочет растормошить их, уязвить, уколоть, заставить их жить. Каковы идеалы таких людей? Иметь садик с крыжовником и набивать свое пузо, пока оно не лопнет (“Крыжовник”) пугать всех, и себя в том числе, безукоснительным исполнением всех бессмысленных циркуляров и правил, ненавидеть любое проявление жизни, радости, счастья (“Человек в футляре”) бессмысленно копить деньги и скупать недвижимость неизвестно зачем (“Ионыч”). Такая жизнь- это полное отсутствие даже попытки осмыслить свое существование. “Маленькие люди” Чехова в основном недотепы, растяпы, приспособленцы.
В восприятии Достоевского “маленькие люди” заслуживают сострадания и милосердия. Они — личности, попавшие в униженное положение в силу жизненных обстоятельств, зачастую трагических (Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна). Нет в книгах Достоевского смеха над этими людьми. Он уважает, любит их и сочувствует им. Но и в некоторых рассказах Чехова мы можем встретить сочувствие к “маленькому человеку”. Вот перед нами кучер Иона. У него умер сын. Он пытается выговориться, поделиться своим горем хоть с кем-нибудь. Но нет у него места, куда можно было бы пойти. Тоска гложет его сердце. Казалось бы, вот-вот наружу выплеснутся боль и горечь утраты, и кучер с рыданиями начнет свой бессвязный рассказ случайному попутчику. Но этого не происходит. Иона - маленький человек, и его окружают маленькие люди, которые оказываются неспособными понять и сострадать. Этот рассказ об одиночестве, о разобщенности людей.
Некуда пойти и Семену Мармеладову из романа “Преступление и наказание”. Быть может, только дочь его Соня способна ему сострадать и поддерживать его бессмысленную жизнь жалкими грошами, нажитыми грехом. “Маленькие люди” Достоевского - это люди преддна. Они еще не опустились совершенно, они еще способны чувствовать, но унижены своим скотским существованием. Мармеладов, Соня, Раскольников уже не считают себя принадлежащими к честным людям. “Маленькие люди” у Достоевского - отверженные, падшие, но еще способные подняться и воскреснуть (именно так происходит с Соней и Раскольниковым). Любой может обидеть их. Пожалуй, все, кроме князя Мышкина, смотрят на Настасью Филипповну как на красивую куклу, имущество. Лужин хочет жениться на Дуне и рассуждает об этом так, как будто ему предстоит выгодная сделка, покупка товара. Дуня идет на это, чтобы спасти от нищеты брата. Но Раскольников не соглашается на такую унизительную жертву, понимая, что Дуня платит своим человеческим достоинством. Для Достоевского понятие “человеческое достоинство” очень много значит.
Можно жить в нищете, опуститься, спиться, пойти по “желтому билету”, даже убить, но не потерять человеческого достоинства. Для Достоевского это качество — залог воскресения личности, ее возрождения. Все “маленькие люди” Достоевского - от Макара Девушкина до Семена Мармеладова — наделены этим качеством. А Мармеладов погибает (практически кончает жизнь самоубийством, бросившись под пролетку) именно тогда, когда понимает, что он лишился этого в высшей степени человеческого качества.
Для А. П. Чехова понятие “человеческое достоинство” также в высшей степени значимо. Человек без этого качества - это недочеловек, манекен, живой труп. У Чехова есть герои, которые просто лишены человеческого достоинства. Это герой из рассказа “Толстый и тонкий”. Герой, даже не имеющий в рассказе имени (так он жалок), просто названный Чеховым Тонким, на глазах читателя теряет человеческий облик, превращается в льстеца и угодника, узнав, что Толстый (его бывший гимназический товарищ) стал статским советником. “Электричества чин” превратил Тонкого в недочеловека. Над таким героем Чехов саркастически смеется, отказывая ему в каком бы то ни было сочувствии. Унижение (в каких бы то ни было обстоятельствах), по мнению Чехова, не достойно человека, каким бы социальным статусом он ни обладал.
Как мы увидели, А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский по-разному изображают “маленького человека”. Достоевский показывает нам духовный мир “маленьких людей”, который достаточно богат, хотя и противоречив, а Чехов, скорее, высмеивает недостатки “маленького человека”.