Сочинение Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского

    Годы Великой Отечественной войны – особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Всё, что создавали в годы войны поэты и писатели, имело одну цель – приблизить день победы русского народа над немецкими захватчиками. Именно в это время и в первое послевоенное десятилетие самой востребованной и действенной оказалась поэзия.
    В творчестве А. Т. Твардовского, познавшего тяготы военной поры, есть немало произведений, посвящённых тому нелёгкому времени. Для первого послевоенного десятилетия обобщающим откровением звучали строчки из поэмы «Василий Тёркин»:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям:
    Давайте, люди, никогда
    Об этом не забудем.
    И совсем неслучайно после победного мая 1945 года Твардовский вновь обращается к военной теме, переосмысливая её на новом этапе. В 1952 году увидел свет сборник его послевоенных стихов. В лучших из них проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина. Теме памяти посвящены такие стихотворения Твардовского, как «В час мира», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Нет, жизнь меня не обделила…», «Молодость Родины», «Москва», «Сыну погибшего воина».
    От лица убитого солдата звучит глубоко трагическая исповедь «Я убит подо Ржевом». Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит,
    где корни слепые
    Ищут корма во тьме,
    Где травинку к травинке
    Речка травы прядёт, -
    Там, куда на поминки
    Даже мать не придёт.
    Обращение мёртвого к живым – это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и одновременно призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых.
    Погибший солдат видит себя лишь частицей «народного целого» и его волнует, равно как и всех, чьи «очи померкли», всё, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру – наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.
    Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» - лаконичное (отличается лексической простотой, отсутствием каких-либо изобразительных средств) и потому особенно пронзительное:
    Я знаю: никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они – кто старше, кто моложе –
    Остались там, и не о том же речь,
    Что я их мог, но не сумел сберечь, -
    Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
    Это стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами. С одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям.
    Троекратный повтор частицы «всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. «Я» - живой, «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешённый в финале. Многоточие означает ещё и то, что внутренний монолог не прекращён, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор.
    В стихотворении «Есть имена, и есть такие даты…» также звучит тема вечной скорби, святой памяти и неискупимой вины перед защитниками Отечества, отдавшими жизни ради сегодняшнего поколения. Автор укоряет нас в том, что помним и скорбим, произносим громкие, красивые, пафосные речи только в праздник («Мы в буднях перед ними виноваты // Не замолить по праздникам вины»). А в будней суете у каждого свои заботы, и ни в чьём сердце нет места для героев. В последних строках герой утверждает: несмотря ни на что, память о Великой Отечественной войне и слава бойцам будет вечной. Но может случиться, «нас оставят за чертой».
    Стихотворение остро и публицистично. Автор взывает к совести потомков, живущих и радующихся мирному небу. Необходимо ежеминутно помнить о тех, кто за это небо расплатился кровью.
    Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего – основные мотивы стихотворений Твардовского, посвящённых Великой Отечественной войне: «…Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня».

К-во Просмотров: 6463
Найти или скачать Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского