Сочинение Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе По повести К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой»
Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе
По повести К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой»
С каждым годом всё меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал»... Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».
Память о войне...
Война — жесточе нету слова.
Война печальней нету слова.
Война — святее нету слова...
Почему-то именно эти строки Александра Трифоновича Твардовского вспомнились мне, когда я читала повесть Константина Дмитриевича Воробьёва «Убиты под Москвой». Как больно сердцу от трагизма судьбы двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, которые погибли под Москвой за пять дней ноября 1941 г. Писатель, сам попавший контуженным в декабре 1941 г. в плен под подмосковным Клипом, пронзительно-проникновенно описывает народную трагедию 1941 г. По словам жены писателя, воспоминания о войне жгли его сознание, ему хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен был, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и Константин Воробьёв находит такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную, драматическую правду первых месяцев Великой Отечественной войны.
Кремлёвские курсанты, молодые, красивые, ростом на подбор 183 сантиметра, под командованием капитана Рюмина идут на фронт, на передовую. Они уверены, что там всё, как положено: и огонь, но и железобетон, и оружие. И к тому же с ними капитан Рюмин — их кумир и идеал, воплощающий в себе все качества настоящего русского офицера.
Но рота курсантов оказалась в окружении и обречена на гибель. Чтобы кремлевские курсанты — элита Красной Армии — сохранили свои достоинство и честь, капитан Рюмин принимает единственно верное в создавшейся обстановке боевое решение — вступить в ночной бой с мотомехба- тальоном противника: «...У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение — единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении».
Понимая трагичность положения й невозможность что-либо изменить («За это нас нельзя простить. Никогда!»), капитан Рюмин кончает жизнь самоубийством. И его смерть становится для лейтенанта Алексея Ястребова, главного героя повести, важным жизненным этапом. Если вначале «в его душе не находилось места, куца улеглась бы невероятная явь войны», то теперь, когда Алексей увидел смерть Рюмина, которому во всем подражал, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь всё, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и всё это — бывшее, настоящее и грядущее — требовало к себе предельно бережного внимания и отношения».
Показывая, как сквозь призму, восприятие событий через главного героя повести Алексея Ястребова, Константин Воробьёв воплощает в нем все лучшие качества поколения, вынесшего испытания одной из самых жестоких войн в истории человечества, поколения, для которого понятия «Отечество, честь, долг» — исконные жизненные ценности.
Герои повести так молоды, так глубоко и сильно чувствуют всё живое! Алексей радуется «легкому, голубому, нетронутому чистому» снегу, отдававшему «запахом перезревших антоновских яблок». «Немного морозное, сквозное и хрупкое, как стекло», утро вызывает в нем «какое-то неуемное притаившееся счастье, — радость этому хрупкому утру, радость беспричинная...»
И каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный кремлевскими курсантами по Подмосковью за пять дней со времени выступления на фронт до своей трагической гибели!
В романе «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано». И это в полной мере относится к героям повести Константина Воробьёва. Взявшие на себя ответственность за судьбу Отчизны, неиссякаемо любя Родину, герои повести не отделяли от нее свою судьбу, свою жизнь и погибли за нее. Вечная им память и слава!
В одном из своих писем в 1961 г. Константин Воробьёв писал: «Концовка в „Убиты под Москвой» может быть иной: герой, Алексей, жив и идет из окружения». И поэтому, когда в 1963 г. повесть увидела свет и писателю предложили изменить конец повести, сделать его оптимистичным, оставив главного героя в живых, Воробьёв поступил согласно строк своего письма о судьбе Алексея Ястребова.
Талантливая, правдивая и сильная повесть К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой», поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказывает о том, как там было на самом деле. Но эта повесть не только сохраняет нашу историческую память, усиленную глубоким переживанием трагической истории кремлевских курантов, а и становится повестью-предупреждением.
Рецензия
Сочинение анализирует повесть «Убиты под Москвой» как произведение так называемой «лейтенантской» прозы, как феномен исповедальности, эмоционального документализма, как синтез стилистики «стихотворений в прозе» и одновременно натурализма, как повесть о «событиях бытия», говоря словами М. М. Бахтина. Тема раскрыта полно и глубоко. Работа отличается патриотизмом. Свободное владение литературным языком подчеркивает достоинства этого сочинения.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи с элементами эссеистики.