Сочинение Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой «Реквием»)

    Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора. Поэтесса предваряет ее прозаическим вступлением, где вспоминает о долгом стоянии в ленинградских тюремных очередях. Там одна из женщин «спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу.
    Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
    Исполнением этого обещания и стал «Реквием». Ахматова посвятила поэму «невольным подругам» «двух моих осатанелых лет» хождения с тюремными передачами. Там описано, по определению Ахматовой, «апокалиптическое время»,
    ... Когда улыбался
    Только мертвый, спокойствию рад.
    И ненужным привеском болтался
    Возле тюрем своих Ленинград.
    В ту пору «шли уже осужденных полки»
    И безвинная корчилась Русь
    Под кровавыми сапогами
    И под шинами черных марусь.
    Поэтесса ощущала свою кровную связь с сотнями, тысячами, миллионами тех, кто провожал «осужденных полки» не только тогда, в 30-х, но и на протяжении всей русской истории, в которой был избыток, если применить выражение Осипа Мандельштама, «казнелюбивых владык»:
    Буду я,как стрелецкие женки,
    Под кремлевскими башнями выть.
    Ахматова дает собственный портрет той поры:
    Видит желтый месяц тень.
    Эта женщина больна,
    Эта женщина одна,
    Муж в могиле,сын в тюрьме,
     Помолитесь обо мне.
    Она не отличалась от безымянной женщины из тюремной очереди, у которой некогда было лицо, а осталась одна тень. Страдания поэтесса разделяла со всем народом:
    Узнала я,как опадают лица,
     Как из-под век выглядывает страх,
    Как клинописи жесткие страницы
     Страдание выводит на щеках,
    Как локоны из пепельных и черных
    Серебряными делаются вдруг,
    Улыбка вянет на губах покорных,
     И в сухоньком смешке дрожит испуг.
     И я молюсь не о себе одной,
    А обо всех,кто там стоял со мною
    И в лютый холод, и в июльский зной
    Под красною ослепшею стеною.
    Плач о невинно томящемся в заточении сыне сливается с плачем тысяч других матерей:
    Хотелось бы всех поименно назвать,
    Да отняли список,и негде узнать.
    Для них соткала я широкий покров
    Из бедных,у них же подслушанных слов.
    О них вспоминаю всегда и везде,
    О них не забуду и в новой беде,
    И если зажмут мой измученный рот,
    Которым кричит стомильонный народ,
    Пусть так же они поминают меня
    В канун моего погребального дня.
    Ахматова справедливо считала, что ее поэма — это голос всего народа, страдающего от сталинского деспотизма. Поэтесса была выразителем боли и страданий огромной армии узников и их родных, и свой долг видела в том, чтобы их оценка действительности отлилась в бессмертном поэтическом слове. В эпилоге она дает согласие, чтобы ей воздвигли памятник, но только в одном месте — «где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». И своим «Реквиемом» Ахматова сама воздвигла лучший памятник бесчисленным жертвам сталинского террора.

К-во Просмотров: 1006
Найти или скачать Трагедия народа - трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой «Реквием»)