Сочинение «В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца» В. Г. Белинский (По повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к сфере новых идей, первый в России стал писать новые по своему стилю произведения, в которых «изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».
Эстетические взгляды художника слова сформировались благодаря философии и литературе Просвещения, а также усвоению опыта западноевропейского сентиментализма. Свои эстетические взгляды писатель высказал в очерке «Что нужно автору?» и в ряде заметок и небольших статей, опубликованных в журналах «Московский вестник» и «Вестник Европы».
В конце XVIII века основным достоинством произведений Карамзина считалась чувствительность. Действительно он первый в истории русской литературы писатель, направивший свое мастерство на описание психологического мира своих героев и достигнувший в этом высокого мастерства. Он умел очень тонко, но вместе с тем живо, передать все оттенки чувств и эмоций, метания сердца влюбившегося человека и душевную тяжесть человека отвергнутого. Через погружение читателя в мир «нежных страстей» писатель учит его состраданию. Благодаря этому Карамзин стал новатором в русской литературе как блестящий мастер психологического портрета, состояния человека и характера героя со всеми его противоречиями и недостатками.
Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная перипетиям судеб двух влюбленных, не является программным произведением для автора, однако снискала особенную популярность среди современников. Герои ищут счастья в любви, но не находят его, так как окружающий их жестокий мир мешает им в этом. Страдания, вызванные искаженной обществом любовью, приводят героев к смерти — одного к физической, другого — к душевной.
Главная героиня Лиза живет с матерью в Подмосковье, в небольшом, но уютном домике на берегу Москвы-реки. И мать, и отец (умерший на момент описываемых событий) прививали дочери высокие моральные и нравственные качества. Они учили ее тому, что всему в жизни надо добиваться самой и что нельзя надеяться на то, что что-то. достанется даром. Сами они следовали этим принципам неуклонно: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», мать после смерти мужа оставалась ему верна и часто о нем вспоминала со слезами, «ибо и крестьянки любить умеют». Воспитанная в строгости Лиза «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».
Образ Лизы — наиболее близок и дорог автору. О ней он говорит постоянно с какой-то тихой нежностью, как если бы знал подобную девушку лично. На стороне героини он остается и во время кульминации основного конфликта. Простая девушка полюбила всей полнотой своих чувств (при этом так и не признавшись матери) доброго и хорошего, но избалованного и легкомысленного дворянина, неравного ей по сословию. Эраст при всех своих положительных качествах не способен думать о последствиях своих действии.
Чувства героини крепки, глубоки искренни и бескорыстны. Несмотря на понимание того, что «барин» никогда не возьмет простую девушку замуж, Лиза продолжает любить Эраста искренне и самозабвенно: «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».
Отношения Лизы и Эраста описаны в классических для сентиментализма пасторальных тонах. Более того, пасторальность в данном случае подчеркивается и основным местом действия — простым подмосковным пейзажем. Трагический конец произведения вовсе не в нравственной убогости героев, а в недостатке ответственности в характере главного героя и в силу непреодолимых обстоятельств. Читатель помнит, что в начале повести Эраст собирался «жить с Лизою как брат с сестрою», однако переоценил силу своей сдержанности. Потом он пресытился отношениями и захотел прекратить их. Для Лизы же отсутствие Эраста равносильно отсутствию жизни, в связи с чем героиня кончает жизнь самоубийством.
Однако несчастная любовь драматична не только для Лизы, но и для ее возлюбленного. О душевной травме героя автор говорит следующее: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Сам писатель не считает своего героя типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел...».
Новаторство Карамзина-психолога состоит в том, что роль социально-этической проблемы в благополучной развязке не оказалась заниженной. На это обратил внимание критик В. В. Сиповский, написав в «Очерках из истории русского романа» следующее: «"Бедная Лиза" — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем "Вертере". Таким "новым словом" было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».
Творчество Карамзина сыграло большое значение в развитии и становлении русской национальной литературы. А. С. Пушкин писал о нем: «Чистая, высокая слава писателя принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности». А по словам В. Г. Белинского «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта, повести, в которых как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени».