Сочинение Верно ли утверждение: "Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее
Я в себе уверен. Человек есть тайна. Её надо разгадать,
и ежели её разгадывать всю жизнь, то не говори,
что потерял время; я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком.
(Из письма брату после смерти отца)
Фёдор Михайлович Достоевский всю свою жизнь стремился к разгадке волнующих его вопросов. Его основные произведения – 7 семь романов которые шли парами по темам, и, в итоге, должны были завершиться глобальным произведением, рассказывающим о судьбе человека, ставшего революционером. Но этим планам не суждено было сбыться из-за смерти Фёдора Михайловича. Он успел создать лишь первую часть («Братья Карамазовы»). Произведения же шли в такой последовательности:
Бедные люди – Униженные и оскорблённые
Преступление и наказание – Идиот
Бесы – Подросток
Братья Карамазовы
Михаил Михайлович Бахтин, в своей работе «Проблемы творчества Достоевского» назвал роман «Братья Карамазовы» полифоническим романом, то есть произведением, в котором каждый герой ведёт свою партию, живёт своей собственной жизнью. Но всё-таки в этом произведении есть герой, мировоззрение которого схоже с миропониманием самого Достоевского. Это Иван Фёдорович Карамазов.
Исходя из узкобиографического толкования образа Ивана Л.Ф.Достоевская высказала предположение, что писатель изобразил в нем себя. Сознание Ивана Карамазова разрывается между верой и неверием. Эту тайну сразу угадывает старец: «Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его. В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться». Он не верит в идею всеобщего счастья: «Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию». И тем более не хочет чтобы это счастье достигалось слишком дорогой ценой: «Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне пожалуйста?» Он отказывается от высшей гармонии: «Не стоит она слезинки хотя бы одного только что замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезами своими к «боженьке».» Эта тема видна и в словах самого Достоевского: «Видали ли вы или слыхали ли о мучимых маленьких детях, ну хоть о сиротках в иных чужих злых семьях? Видали ли вы, когда ребёнок забьется в угол, чтоб его не видели, и плачет там, ломая ручки ( да, ломая руки, я сам это видел) – и ударяя себя крошечным кулачком в грудь, не зная сам, что он делает, не понимая хорошо ни вины своей, ни за что его мучают, но слишком чувствуя, что его не любят» (Из «Дневника писателя») Но Иван Карамазов отнюдь не был безбожником: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного… не принимаю и не могу согласиться принять». Трагедия Ивана Федоровича в том, что: во-первых, он сам ещё не определился в своих желаниях: с одной стороны, он пропагандирует идею вседозволенности, а с другой утверждает, что: "Я хочу не такого общества, где бы я не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам...", а, во-вторых, люди, слушая его идеи, воспринимают их абсолютно неверно. Лучший тому пример – Смердяков, который основываясь на своём осознании идей Карамазова, совершает убийство.
Если основываться на этом доказательстве, то утверждение Льва Шестова верно. Но с другой стороны, в течении жизни развитие Фёдора Михайловича шло от гуманизма к христианству, и к концу жизни он стал верующим. И, как мне кажется, с идеями Алёши он тоже был согласен, тем более что в продолжении романа младший Карамазов должен был стать революционером. И спор, происходивший между братьями Алешей и Иваном – это, в некотором роде спор разных сторон личности Достоевского. В христианстве, одна из главных идей, в моём понимании, - отказ от всего бренного на земле, ради высших благ на небе. А значит, что Достоевский, как христианин хочет счастья именно в будущем, и верит в это.
В общем, утверждение Льва Исааковича Шестова можно воспринимать по-разному, и от того, с какой стороны ты его понял, доказывать свою точку зрения.
Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. И при прочтении его произведений, сам невольно начинаешь задумываться над этими вопросами, и вырабатывать свою точку зрения.