Сочинение Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина «Цифры»
Рассказ И. Бунина «Цифры» нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у са¬мого появятся дети.
Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рас¬сказе, говорит о глубоком понимании природы детства.
Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вме¬сте, на одном пространстве, пользуются словами одно¬го языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своём детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством спра¬ведливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства.
В рассказе «Цифры» автор дает две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянни¬ка. Он точно описывает свои чувства в момент конф¬ликта, подробно объясняет детали происходящего и од¬новременно анализирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правильную оценку. С горечью гово¬рит он о своей гордости, раздражении, которое погаси¬ло радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И бес¬пощадно анализирует свое поведение, не пытаясь при¬крываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте расска¬за все эти теории выглядят издевательством над таин¬ственным процессом познания мира.
Грустно, что человека много лет мучит воспомина¬ние и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрос¬лых даже не задумываются, как много боли они мимо¬ходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.
Рассказ Бу¬нина «Цифры» ненавязчиво, но твердо подводит к вы¬воду: настоящее воспитание — это воспитание счасть¬ем. Важно только понять, что делает ребенка счастли¬вым, и не подменять воспитание давлением и навязы¬ванием своих взглядов на жизнь и счастье.