Сочинение «Закличка,прибаутка история»

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore— «народное знание», «народная мудрость»: folk—«народ», lore—«знание»), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью. Сыну и дочери сулят неисчислимые грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». Другие песни ближе к жизни: «Спи, посыпай, боронить поспйвай». У сына, когда он войдет в возраст, поется в старинной песне, будут и шапка, и зипун, и кушак, научится он и сено косить, и дрова рубить, узнает все житейские заботы, и — удивительное дело! — в песнях о них говорится как о радости: какое счастье человеку без труда! Но это в будущем, а пока — самое скромное пожелание: «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фольклор Закличка прибаутка история. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) За работу коту сулят пирог и кувшин молока. Зовут Сон «усыпить», а Дрему «удремить» младенца. В колыбельных песнях выпеваются печали и трудности: сестра поет брату, что отец ушел за рыбой, мать моет пеленки, дед рубит дрова, а брат далеко — в солдатах, вернется не скоро, немолодым — с бородой...

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» — нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Проснется младенец — потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки». Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками. Водят дитятю по лавке и припевают про кота, которому кошка говорит: «Ох ты, котик, коток крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, с Машкой, кошкой молодой!» У потешек свой смысл — «урок»: «бодатая» коза грозит рогами тем, кто каши не ест, молока не пьет, а белобокая сорока накормила всех — остался без каши «мал-маленек»: за водицей не ходил, дров не носил...

Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это — песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Скакала галка по ельничку, по березничку, наехали на нее разбойники, сняли синий кафтан — стало галке не в чем по городу гулять! Со стуком, бряком едет Фома на курице, а Тимошка — на кошке. Едут сено косить, сено — коровам, а молоко — ребяткам. У какого-то Данилы пустилась в пляс вся скотина и птица: утки загудели в дудки, вол замахал ногой, не пляшет только коза, но нарядилась в сарафан.. .Бежитзаяц к медведю на свадьбу: медведь-то ему дядя... Затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овес, разъезжают на дрожках, куют в кузнице, пляшут на свадьбе, пасут скотину, тушат пожар... А вот наказывают кота за воровство, но что-то уж очень злы «два бояра» — разорвали кота «поперек живота»...

Поэзия прибауток — поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал... Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам. Невероятное — источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностями.

В прошлом ребенок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивался заклинкам и приговоркам. Закличка — это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка — обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; это — передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, не группой, а каждым отдельно. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Дождю велят: «Поливай ковшом», солнцу: «Выгляни в окошечко!», радуге: «Не давай дождя, давай солнышка!» Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились — стали игрой. Среди приговорок много забавных подражаний птичьему крику. Воробей будто бы чирикает: «Чин чина больше!», а перепелка вечером кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Так, «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой, а они отвечают, что боятся: «волк» ждет их под горой. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям, реже — словесный текст составляет простое пояснение ходу действия. В игре «Дрема» все играющие становятся кружком, в середине на скамье сидит Дрема. Хор ей приказывает! «сиди», «выбирай», «бери».

К-во Просмотров: 1593
Найти или скачать «Закличка,прибаутка история»