Казахские мыслители о человеке и обществе. ЧиО
Казахские мыслители о человеке и обществе. ЧиО
Ответ(ы) на вопрос:
Абай и Шакарим
Казахские мыслители Абай и Шакарим о мудрости как пути возрождения духовности человека Зорин В. И. доктор философских наук, профессор Московского государственного индустриального университета, президент Кинешемской Общественной Академии Мудролюбия Проблема становления духовного, мудрого человека, то есть его человечности, в третьем тысячелетии становится насущной, жизненно важной задачей. Великий мудрец евразийцев Абай утверждал в 45-м Слове: «Начало человечности – любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все» . И еще: «В ком господствуют чувства любви и справедливости – тот – мудрец, тот учен» . Сегодня для человечества эти мысли Абая могут стать программой выхода из глобального кризиса, главные причины которого кроются не в экономике или политике, а в утрате экономическими людьми духовности, в ориентации их на золотого тельца, на утилитарные, эгоистические интересы, на технократические технологии и рассудок, лишенные человечности и мудрости. Как выйти из порочного круга бездуховности «хомо экономикс» , его поклонения бессердечному «чистогану» ? На мой взгляд, основными социальными рычагами духовного возрождения людей являются, культура и философия. Но не всякая философия, и не всякая культура могут выполнить эту историческую миссию. Это под силу только евразийской духовной культуре, евразийской философии достижения мудрости и социально-правовому обществу, в котором духовность и справедливость будут преобладать над своими антиподами. В выступлении предпринята попытка осмыслить эту сложнейшую проблему евразийцем, так сказать вятского разлива, так как родился я в Кировской области, в деревне Караул Но для начала необходимо определить, что же означает духовность? В самом общем плане под духовностью обычно понимают состояние внутренней психической жизни человека, определяемые Духом качества его души, его менталитетета, а, следовательно, его характер и образ жизни. В этом случае говорят о духовном мире личности, о духовной или душевной жизни, о духовной атмосфере в культуре общества. При таком подходе понятия дух, душа, психика, менталитет, сознание практически не различаются и выступают как синонимы, что в строгом смысле неточно. Но, в обыденном словоупотреблении это допустимо. И еще одно предварительное суждение. Наряду с религиозной духовностью человека существует духовность базовая, светская. Кроме того, надо различать позитивную и негативную формы духовности, а также существование людей с неразвитой духовностью или людей, еще не осознавших свою духовность. ССЫЛКА
Не нашли ответ?
Похожие вопросы