Помогите. Нужен ответ на вопрос. Загадка русской души в повести И. А. Бунина "Деревня".
Помогите. Нужен ответ на вопрос. Загадка русской души в повести И. А. Бунина "Деревня".
Ответ(ы) на вопрос:
В 1910-1912 г. Бунин пишет дилогию: "Деревню" и "Суходол". Как говорил сам писатель, эти произведения неразрывно связаны общей задачей - раскрыть душу русского человека. В "Деревне" речь идет о крестьянском менталитете, в "Суходоле" - о дворянском, причем Бунин приходит к выводу, что в характере и тех, и других было одно: "или властвовать, или бояться". Тихон и Кузьма Красовы, по сути, являются пародией на Хоря и Калиныча (соответственно) из "Записок охотника" И. С. Тургенева, было бы любопытно их сравнить, если, конечно, текст знаком. Символом тупиковости русской истории становятся тщетные попытки Тихона завести детей, т. е. иметь будущее.
Главной темой своего творчества Бунин определил изображение “души русского человека”. “Я не стремлюсь описывать деревню в ее пестрой и текущей повседневности. Меня занимает главным образом душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина”. Бунин в своих произведениях не давал конкретные ответы на извечные для России вопросы: “Кто виноват? ” и “Что делать? ”, а лишь пытался их найти, обращаясь к русской истории. Темы “философии истории” и “души русских людей вообще” являются лейтмотивом его “программной” повести “Деревня”. В одном из внутренних диалогов этого произведения Бунин так говорит о русском человеке: “Не хвалитесь.. . что вы — русские! Дикий мы народ!. . Историю почитаешь — волосы дыбом станут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство... ” Жалея народ вообще, Бунин приходит к неутешительному итогу — в своих бедах виноват сам народ. Незамысловатую жизнь крестьян Бунин изображает как бытийно значимую, таящую загадки национальной истории. В русском крестьянине и русском человеке вообще Бунина восхищали богатство натуры, талант, своеобразный артистизм, наивность, непосредственность и вместе с тем настораживали невежество сознания и стихийность чувств. Писатель с горечью отмечал смешение разнородных начал в народной жизни: недовольство обыденным и смирение с нечеловеческим существованием; мечтательность, желание подвига, высокий порыв и быстрая утомляемость, переменчивость настроения; доброта, долготерпение одних и безмерное своеволие, прихоть, беспощадный деспотизм других. А в результате — непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве. Герой повести Кузьма Красов, строгий, худой от голода и дум, мучительно размышляет о судьбе великой страны, о ее бесконечных богатствах и нищей убогости: “Чернозем-то какой! Грязь на дорогах — синяя, жирная, зелень деревьев, трав, огородов — темная, густая.. . Но избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами. Возле изб — рассохшиеся водовозки. Вода в них, конечно, с головастиками.. . Пещерные времена, накажи Бог, пещерные! ” Нет, это не Кузьма Красов, а сам автор выносит на суд читателя противоречивые свои думы о судьбе России, о Руси как о целом. Но за современными Бунину горькими картинами жизни крестьянской России он все время видит ее глубинную, многовековую историю, за темными и искалеченными судьбами — огромные, неразбуженные силы, таящиеся в русском человеке. Бунину приходилось слышать много упреков со стороны критиков в том, что жизнь деревни видится ему в слишком уж мрачных тонах, что он не знает и не понимает народ и даже стремится его очернить. Бунина эти упреки раздражали. “В деревне прошла моя жизнь, — парировал он, — следовательно, я имею возможность видеть ее своими глазами на месте, а не из окна экспресса”. Действительно, Бунин знал деревню так, как никто из писателей, что давало ему полное право на собственное суждение о ней.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы