Помогите отгадать литературный термин (см. внутри)

Помогите отгадать литературный термин (см. внутри)Из Горького "На дне". Образ дна в пьесе многозначен: это и дом жизни героев и дом души - крайняя степень падения человека. Как называются подобные многозначащие образы, несущие в себе широкие жизненные обобщения?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
ПОлисемантичные образы...
Гость
вообще-то слова, одинаково звучащие, но имеющие различное лексическое значение, наз. ОМОНИМАМИ: коса, ручка, ключ и пр. Есть ещё СИНЕКДОХА---это употребление одного слова в переносном значении
Гость
Структурное многообразие видов Х. о. с известным огрублением сводится к двум первоначалам — принципу метонимии (часть или признак вместо целого) и принципу метафоры (ассоциативное сопряжение разных объектов) ; на идейно-смысловом уровне этим двум структурным принципам соответствуют две разновидности художественного обобщения (метафоре — символ, метонимии — тип, сравни характеристику того и другого у А. А. Потебни в его сборнике «Эстетика и поэтика» , 1976, с. 553—54). К метонимии тяготеет Х. о. в изобразительных искусствах, т. к. любое воспроизведение внешнего бытия — это реконструкция с упором на основные, с точки зрения художника, и допускаемые природой материала линии, формы, детали, которые представительствуют от имени подразумеваемого целого и замещают его. Метафорическое сопряжение, перенос, косвенность Х. о. проявляются преимущественно в выразительных искусствах — лирической поэзии («поэт издалека заводит речь») , музыке; эстетический объект рождается здесь как бы на грани сопрягаемого, из «пересечения» образных данных. Оба эти принципа организации эстетического объекта — не понятийно-аналитические, а органические, ибо они не отвлекаются от чувственной стихии образа. Так, эпитет (в котором можно видеть точку схождения метафорического и метонимического начал) , будучи сращен со своим определяемым как его ведущий эстетический признак (а не придан ему в качестве логического дифференциала) , повышает интенсивность его конкретного, «стихийного» содержания, не суживая вместе с тем пределы его смыслового охвата (в понятийном мышлении, как известно, наоборот: чем конкретнее, тем уже) , «Синее море» : эпитет как метонимический признак делает «море» представимо «морским» . выводя его из абстрактной бескачественности, — и он же как метафорический признак переключает «море» в иной круг представлений — о поднебесной беспредельности. В этом элементарном образе моря всё, в возможности свойственное морю как таковому, соприсутствует смыслу, ничто не оставлено за чертой эстетического объекта, уяснение совершается не за счёт отвлечения и упрощения. И в то же время эта конкретная целостность только потенциальна, ибо эпитет «синее» даёт лишь схематическую внутреннюю форму образа моря, предуказывая, в каком направлении и в каких границах должно двигаться наше воображение (на «море» следует глядеть именно через окошко «синевы») , но разрешая в этих границах неопределенно широкую свободу представлений и ассоциаций. Последние как раз составляют «жизнь» и «игру» образа, его воображаемую «плоть» , его независимое от автора самодавление, его многоликость При тождественности себе, — так что «органическая» сторона Х. о. невозможна без «схематической» его стороны, запечатлевающей субъективность авторского намерения и предоставляющей известный простор для субъективности адресата. Посмотри!
Гость
Оксиморон
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы