Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Печорину неприятна манера Грушницкого произносить готовые, пышные фразы… производить эффект…» . Но разве сам он не способен на это? Вспомним разговор с Мери. Оказывается, есть у героев и общее. Видимо, разница в том, что Печорин, произнося «готовые пышные фразы» , способен и на искренность (последняя встреча с княжной) , а Грушницкий не способен. Печорин отказывает ему в поэзии («ни на грош поэзии») . Здесь имеется в виду «возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение» слово. Вот на такое слово и не способен Грушницкий. Перед читателем обыкновенный юноша, которого не трудно понять, как понял его и Печорин. Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краев наполненная самодовольством. Он не останавливается перед тем, чтобы опорочить Мери в глазах «водяного общества» . Лермонтов последовательно срывает с Грушницкого все маски, пока в нем не останется ничего, кроме жестокой натуры. В Грушницком победили злоба и ненависть. Его последние слова говорят о полном моральном падении. В устах Грушницкого фраза: «Я вас зарежу ночью из-за угла» – не простая угроза. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Презрение, о котором он говорит, исходит не из высокой нравственной нормы, а из опустошенной души, в которой ненависть стала единственным искренним и подлинным чувством. Так в ходе печоринского нравственного эксперимента выявляется действительное содержание личности Грушницкого. До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю его мстительность, распускаемые в городе слухи, простить и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, и пулю Грушницкого, только что выпущенную в него, фактически безоружного, и наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. Все это доказывает, что Печорин не сухой эгоист, занятый собой, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость. Печорин трезво готовится к дуэли: с Вернером, своим секундантом, разговаривает спокойно, насмешливо. Он холоден и умен. Наедине же с собой становится естественным и любящим жизнь человеком. Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует его, и он не стыдится в этом признаться. Во время дуэли Печорин ведет себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нем признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи» . Комедия обернулась трагедией. Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один… » Вывод: Грушницкий – своеобразная карикатура на Печорина: он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. То, что в Печорине трагично, в Грушницком – смешно. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. При этом ни одного положительного качества Печорина. Если Печорин находится в постоянном конфликте с обществом, то Грушницкий – в полной гармонии с ним. Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий – стремится к показной деятельности (возможно, он один из тех, кто прибыл на Кавказ за наградами) . Дуэль Печорина с Грушницким – это попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души.
Гость
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Свежая публикация. http://www.kritika24.ru/page.php?id=7132
Гость
пишу ответ на почту
Не нашли ответ?
Похожие вопросы