Доклад: Алябьев Александр Александрович
Композитор. Образование свое закончил в московском университетском пансионе. Во время походов 1812—1815 гг. служил в гусарах. В 1823 г. уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” и других. Еще раньше он написал вместе с Маурером и Верстовским музыку к водевилю “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 г. в Петербурге состоялась премьера комической оперы Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” в двух действиях. В 1823 г. был исполнен “Польский”, сочиненный Алябьевым, а в следующем году шел водевиль “Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры невесты” с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 г. на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: “Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье” и “Хлопотун, или Дело мастера боится”. Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 г. была поставлена трехактная опера-водевиль “Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки”.
В том же году Аябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался — по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева произошла от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 г. мнением Государственного совета Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск. Этот случай, между прочим, описан в романе Ф. Писемского “Масоны” (Лябьев). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданной, как и прочие его сочинения, кроме романсов.
Через несколько времени Алябьев был помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было позднее снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в ней пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах: “Вечерний звон”, “Зимняя дорога”, “Черкесская песня” и пр. В романсах отразился дух времени. Популярность их была очень велика. “Соловей” распевался всюду. Его пели Полина Виардо, Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На него писались вариации, между прочим — Глинкой для фортепиано. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.