Доклад: Арним Ахим, фон
Р. Шор
Арним Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781–1831] — немецкий поэт, друг Кл. Брентано, Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804–1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием «Des Knaben Wunderhorn», немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802.
Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди которых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: «Des Knaben Wunderhorn» определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но — через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) — оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является «Zeitung für Einsiedler», издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. «Беттина»), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф.
Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант — А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить «патриархальные» отношения с «1 200 душ, населяющими мои семь деревень».
Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: «Hollins Liebeleben» [1802], «Ariels Offenbarungen» [1804], «Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gräfin Dolores» [1810]; мистерия «Halle und Jerusalem» [1811]; ряд исторических драм («Der Auerhahn», «Die Befreiung von Wesel», «Die Appelmänner», «Der Stralauer Fischzug», «Die Gleichen» и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: «Der tolle Invalide» [1818], «Owen Tudor» [1821], «Frau von Saverne», «Fürst Ganzgott und Sänger Halbgott» и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман «Die Kronwächter» [1817], фантастическая новелла «Isabella von Aegypten» [1811] и «Die Majoratsherren» [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения «Gräfin Dolores» как протест против «Люцинды» Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. «Halle und Jerusalem»). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в «Halle und Jerusalem»). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, которые создает фантазия А. В противовес романтической идеализации родного прошлого А. выводит и комические, жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в «Kronwächter» образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий («Isabella von Aegypten») А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. «Гойлем» Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в литературу мотив гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. («Die Majoratsherren»). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности («Halle und Jerusalem»), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман (см.), но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни («Die Majoratsherren»). Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки.
Список литературы
I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839–1846; В 22 тт., Berlin, 1853–1856. Отдельные произведения издавались Minor’ом, Geiger’ом и Pfaff’ом. Избранные сочин. издавались много раз.
II. Помимо общих трудов по романтике: Steig R. und Grimm H., A. und die ihm nahe standen, 3 Bde, Stuttgart, 1894–1914; Lohre H., Von Percy zum Wunderhorn, Berlin, 1902; Sohulöe F., Die Gräfin Dolores, Lpz., 1904; Hartmann M., A. als Dramatiker, Breslau, 1911; Becker H., A. in den wissenschaftlichen und politischen Strömungen seiner Zeit, Berlin, 1912; Schünemann F., A.’s geistige Entwicklung in «Halle und Jerusalem», Lpz., 1912.