Доклад: Дейнека Александр Александрович
Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. "Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".
...Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка", иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)...
"Будущие летчики"—картина яркая, звонкая по живописи. Если в "Обороне Петрограда" художник нарочито подчеркивает драматизм событий ограниченными, лаконичными цветовыми отношениями (это намного усиливает идейный смысл произведения), то "Будущие летчики"—картина жанровая, улыбчивая, вызывает чувство радости, восторга; написанная широко и звучно, она интересна и по композиции.
Вот эти бронзовые от загара мальчишки—вы не видите их лиц, но отлично ощущаете, как внимательно наблюдают они за полетом гидроплана. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо... Кажется, все предельно просто. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).
Да, творчество Дейнеки свидетельствует, что этот художник всегда и неизменно искал свой оригинальный, неповторимый, присущий только ему язык в искусстве. Эти поиски свойственны были художнику и когда он работал в 30-х годах над плакатом ("Механизируем Донбасс!", "Надо стать самим специалистами" и др.), и над фресками, мозаиками, витражами, керамикой...
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие — убедительное тому подтверждение.
Незадолго до своей кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А. А. Дейнека выставил одну из последних своих работ — "Юность". Светлая, радостная, мажорная живопись, свойственная оптимистическому взгляду на жизнь этого художника, нашла свое творческое воплощение в этой работе. Перед нами легкая, изящная фигура юной спортсменки в момент, когда она в стремительном порыве летит вперед, преодолевая высоту установленной планки. Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Одна из них — "Под Курском. Река Тускорь" (1945). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. ной теплотой. Среди холмов и лугов по обширной равнине, извиваясь и петляя, свободно и вольно течет река Тускорь. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. "Органическое сочетание фигур с пейзажем, — писал Г. Нисский, — вижу я на картинах А. Дейнеки, и этим он очень много дает для правильного понимания образного строя своих картин. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека! За один этот фон я могу отдать десяти пейзажей многих наших пейзажистов. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью!" Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Так, в картине "Левый марш" Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат, идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Свою любовь к поэту художник выразил также в портрете Маяковского, изобразив его в мастерской РОСТА.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году. В 1941—1946 годах он создает серию "Москва военная": "Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Эвакуация колхозного скота", "Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве", "Ремонт танков на прифронтовом заводе", "Танки идут на фронт" и "Наступление началось" — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.
Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.