Доклад: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)
(1525-1594)
Итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи. Своей славой Палестрина обязан главным образом церковным сочинениям для хора a cappella в развитом полифоническом стиле, который он довел до высокой степени совершенства и в котором добивался замечательных звуковых эффектов (это явление можно охарактеризовать как «хоровую инструментовку»).
По всей вероятности, в детстве Палестрина пел в хоре мальчиков в соборе родного города, а позже в хоре церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В возрасте примерно 19 лет он вернулся в Палестрину и поступил на службу в собор как органист и учитель певчих. В это время он женился, и у него родилось трое сыновей. В 1550 епископ Палестрины стал папой Юлием III, а в 1551 он перевел молодого музыканта в римский собор св. Петра, назначив его руководителем Капеллы Юлия.
В знак благодарности Палестрина посвятил своему покровителю сборник месс. Гравюра в этом издании дает нам самый ранний портрет Палестрины: композитор изображен подносящим свой дар папе. Последний, весьма польщенный, дал Палестрине место в папской капелле – замечательном ансамбле лучших певцов, находившихся в личном распоряжении папы. Возможно, Юлий III хотел, чтобы Палестрина стал постоянным композитором папской капеллы, но позже новый папа, Павел IV, отправил на пенсию всех женатых членов капеллы, и композитору пришлось уйти. Он работал в церквах Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре, а в 1571 вернулся в храм св. Петра, снова возглавил Капеллу Юлия и оставался на этом посту до конца своих дней. Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Вместе с компаньоном он занялся торговым делом, принадлежавшим покойному мужу своей новой супруги, и поскольку ему удалось стать официальным поставщиком мехов и кож к папскому двору, дело пошло на лад, причем полученная прибыль вкладывалась в покупку земли и недвижимости.
В 1592 коллеги-музыканты сочинили и преподнесли Палестрине – в знак глубокого почтения – сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом.
В начале 1594 композитор внезапно заболел и спустя несколько дней скончался. На его отпевание в соборе св. Петра собралась огромная толпа.
Творчество
Про церковную музыку Палестрины говорят, что она «источает благоухание григорианских песнопений», и действительно, многие сочинения композитора опираются на древние григорианские мелодии (cantus planus, «плавное пение»). Их мотивы пронизывают хоровую фактуру, переходя из голоса в голос, часто с изящным ритмическим варьированием.
Мессы
Более девяти десятков месс Палестрины демонстрируют самые разные формы – от простых четырехголосных композиций до развернутых шести- или восьмиголосных циклов, созданных по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие прекрасные мессы, как Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi. Зрелый период творчества открывается знаменитой шестиголосной Мессой папы Марцелла (Missa Papae Marcelli). Вслед за ней из-под пера композитора один за другим появляются шедевры – мессы для четырех, пяти, шести и даже восьми голосов. В двух последних группах можно найти такие превосходные сочинения на церковные праздники, как, например, величественная месса на День всех святых Ecce ego Ioannes, возвышенная месса на Успение Assumpta est Maria, блестящая рождественская месса Hodie Christus natus est (в ней звучат мотивы рождественских песен) и грандиозный хвалебный гимн Laudate Dominum omnes gentes.
Мотеты
После месс следующим по значению жанром в творчестве Палестрины являются мотеты – от четырех до пяти сотен произведений на литургические тексты, в основном взятые из т.н. проприя мессы, т.е. из той части, где представлены песнопения на разные праздники и разные по связанным с ними воспоминаниям дни церковного года – дни ликования, скорби, покаяния и т.д. Среди мотетов есть простые четырехголосные пьесы – например, восхитительный мотет Sicut cervus, который поется на освящении купели, или прекрасное пятиголосное ламенто (жалобная песнь) Super flumina Babylonis, сложный восьмиголосный мотет на Богоявление Surge illuminare и, наконец, великолепная Stabat Mater на Страстной неделе – вероятно, наиболее широко известное сочинение Палестрины. В этих мотетах Палестрина часто предвосхищает метод звуковой живописи, который впоследствии, через полтора века, будет применять И.С. Бах. Примерами могут служить вышеупомянутый мотет на Богоявление, где первые слова «восстань, сияй» передаются волнами восходящих пассажей в голосах, или радостный мотет Exsultatе Deo, где строки псалма, в которых упоминаются разные инструменты, остроумно иллюстрируются хоровым письмом. Немало шедевров и среди произведений Палестрины на тексты латинских гимнов, псалмов и других образцов малых форм.
Мадригалы
Мадригалы Палестрины как бы остаются в тени его величественного церковного творчества, но тем не менее обеспечивают своему автору почетное место среди выдающихся светских композиторов его эпохи. Правда, лучшие среди мадригалов Палестрины – это «духовные мадригалы» на стихи церковного или мистического характера, чаще всего славящие Спасителя и Пресвятую Деву. В числе подобных мадригалов – хоры на тексты Песни песней царя Соломона, музыка редкого обаяния, возможно, самое совершенное из созданного композитором в данной области. Палестрина никогда не сочинял музыку на стихи с эротической или просто чувственной окраской, и это нашло отражение в названиях большинства его мадригалов – Тихие воды, Мимолетная мысль, Зеленые холмы, а также в пьесах для средневекового карнавала, таких, как Триумф Дори, отмеченный мильтоновской величавостью и текста и музыки.