Доклад: Эль Греко
Эль Греко (El Greco) настоящее имя Доменико Теотокопули (Theotocopuli) (1541-1614) испанский живописец.
Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Я. Бассано, Я. Тинторетто.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушённых.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью ("Главный инквизитор Ниньо де Гевара", 1600-1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) или проникновенным драматизмом ("Портрет неизвестного рыцаря", 1578-1580, Прадо, Мадрид).
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко ("Снятие Пятой печати", Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Лаокоон", Национальная галерея искусств, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция "Вид Толедо" (1610-1614, Метрополитен- музей, Нью-Йорк). Отмеченное напряжённым стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто только в начале ХХ в.