Доклад: Эммануил Генрихович Казакевич
КАЗАКЕВИЧ, ЭММАНУИЛ ГЕНРИХОВИЧ (1913–1962), русский писатель. Родился 11 (24) февраля 1913 в Кременчуге Полтавской губ. в семье учителя, впоследствии журналиста. В 1930 окончил Харьковский машиностроительный техникум, после чего, откликнувшись на призывы к освоению Дальнего Востока, уехал в Биробиджан, в недавно созданную Еврейскую автономную область, где был начальником строительства, председателем колхоза, директором молодежного театра, сотрудником местной газеты.
В 1938 приехал в Москву, с начала 1930-х годов публиковал стихи, песни и поэмы на идише (сб. Ди гройсе велт – Большой мир, 1939; поэма Шолом и Хава, 1941) и переводил на идиш сочинения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и В.В.Маяковского. В июле 1941 ушел добровольцем на фронт, служил в войсковой разведке, удостоен 8 боевых орденов и медалей. После окончания войны некоторое время был комендантом немецкого городка.
Первое же произведение Казакевича на русском языке – повесть Звезда (1947; Государственная премия, 1948), основанная на личном фронтовом опыте и рассказавшая о подвиге разведгруппы, гибелью которого в тылу врага были оплачены ценные военные сведения и, в конечном счете, будущая победа, – принесло ему широкое признание (свыше 50 изданий на многих языках мира), выявив специфическую склонность автора к лирико-драматическому, психологически и сюжетно заостренному повествованию, неизменно окрашенному светлой грустью и романтически-рыцарственным представлением об «идеальном», т.е. способном к самопожертвованию герое своего времени.
Трагическая коллизия, выводящая человека к пограничной ситуации с вытекающими отсюда проблемами свободы воли, вины и ответственности, с особой силой была высвечена в повести Казакевича Двое в степи (1948), где приговоренный к расстрелу молодой офицер, имея возможность из-за внезапного прорыва немцев «затеряться» в степи, попасть в плен и так или иначе избежать кары, в результате мучительных сомнений решает пробиться из окружения к назначенной ему судьбе.
Благожелательно был встречен официальной литературной общественностью роман Казакевича Весна на Одере (1949; Государственная премия, 1950; одноимен. фильм, 1968, реж. Л.Н.Сааков), посвященный последнему периоду Второй мировой войны. Романтически-идиллической тональностью с налетом мелодраматизма отмечена повесть Казакевича Сердце друга (1953), где светлая фронтовая любовь капитана и военной переводчицы находит свое оправдание и продолжение в их дочери, родившейся уже после гибели отца. Более суровым парафразом этой темы звучит рассказ Казакевича При свете дня (1961).
Склонность к художественному документализму, особенно отчетливо (и не без ущерба для психологического драматизма) проявившаяся в романе Дом на площади (1956; объединен в дилогию с Весной на Одере автобиографическим героем – майором Лубенцовым, начальником дивизионной разведки в первом романе и комендантом немецкого городка – во втором), где рассказ о буднях советской комендатуры в послевоенной провинциальной Германии, о смятении и неуверенных надеждах простого немца перемежается острыми и гневными главами, повествующими, в русле разоблачительной прозы «оттепели», о массовом психозе подозрительности и взаимодоносительства, получил развитие в «лениниане» Казакевича. Первым и самым значительным вкладом в нее явилась повесть Синяя тетрадь (первоначальное назв. Ленин в Разливе, 1961; фильм Синяя тетрадь, 1964, реж. Л.А.Кулиджанов), в которой В.И.Ленин, постоянно противопоставляемый Казакевичем, как и многими другими «шестидесятниками» 20 в., в качестве положительного примера настоящего партийного руководителя «узурпатору» И.В.Сталину, показан мудрым, терпеливым и оптимистичным в сложный период своей (и «общереволюционной») подпольной жизни в лесном шалаше, после неудачной попытки большевиков захватить власть летом 1917. Тема несгибаемой стойкости и в то же время человечности народного вождя продолжена и в очерке Казакевича Ленин в Париже, а также в рассказе Враги (1961), осужденном советским официозом за «искажение исторической правды», где Ленин втайне от товарищей по борьбе помогает старому другу-революционеру, оппозиционному к послеоктябрьской власти, бежать за границу.
Среди других произведений Казакевича – книга путевых заметок Венгерские встречи (1955), рассказы (Приезд отца в гости к сыну, 1962, и др.), многочисленные публицистические и литературно-критические статьи, переводы, а также незаконченный роман-эпопея Новая земля (опубл. в 1967), начатый с правдивого показа советской действительности 1930-х годов.
Умер Казакевич в Москве 22 сентября 1962.