Доклад: Фишарт Иоганн
Фишарт Иоганн (Johann Fischart, 1546 или 47 — ок. 1590) — немецкий поэт и сатирик эпохи Реформации. Р. в Страсбурге. Обучался в Вормсе у поэта и педагога Каспара Шейдта, затем предпринял большое путешествие, учился в Париже, Страсбурге, Сиене, в 1574 в Базеле получил степень доктора прав. С 1575 до 1580 жил в Страсбурге на положении вольного литератора; в 1580 переехал в Шпейер, где до 1583 практиковал как адвокат, был судьей в Форбахе (Лотарингия).
Ф. дебютировал ядовитыми стихотворными памфлетами, направленными против католического монашества («Der Barfüsser Sekten und Kuttenstreit», «Von St. Dominici des Predigermünchs und St. Francisci Barfüsers artlichen Leben», 1571, и др.). Своей вершины антикатолическая сатира в творчестве Ф. достигла в памфлете «Bienenkorb des heiligen römischen Immenschwarms» (Улей святой римской церкви, 1579) — вольная обработка одноименного произведения нидерландского сатирика Марникса ван Альдехонде (см. «Нидерландская литература») — и в стихотворном памфлете «Die Wunderlichst unerhörtest Legend und Beschreibung des... vierhörnigen Hütleins» (Описание четырехрогой шапочки, 1580) — беспощадной сатире, направленной против иезуитов. Сатира изображает ухищрения князя тьмы Люцифера, на погибель людей создающего орден иезуитов. В комической поэме «Flöhaz Weiber Traz...» (Травля блох, 1573), повествующей о борьбе между женщинами и блохами, Ф. отдает дань популярным в XVI в. мотивам гробианизма
В прозаической «Das Philosophisch Ehzuchtbüchlin...» (Философская книжечка о брачной жизни, 1578), написанной по Плутарху и Эразму, Ф. в бюргерско-протестантском духе восхваляет брак и семейное счастье. Из гуманистических источников почерпнуто и его юмористическое похвальное слово подагре (Podagrammisch Trostbüchlin, 1577), примыкающее к многочисленным юмористическим панегирикам, широко распространенным в европейской гуманистической литературе эпохи Возрождения. В пространном стихотворении «Das Glückhafft Schiff von Zürich (Счастливый цюрихский корабль), описывающем поездку цюрихских граждан на праздник стрелков в Страсбург, Ф. высказывается за углубление дружеских связей между обоими протестантскими городами. Перу Ф. принадлежит также ряд стихотворений на духовные и светские темы, стихотворная обработка народной книги об Эйленшпигеле (Eulenspiegel Reimensweis, 1572) и др. Однако наиболее выдающееся произведение Ф. — это его вольная обработка первой книги комического романа Рабле — «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Die Affentheurlich naupengeheurliche Geschichtklitterung von Thaten und Rahten... Gargantoi und Pantagruel, 1575), в которой Ф. заметно усиливает гротескный элемент оригинала. В названном произведении сатира на католицизм сочетается с широкой сатирой на различные пороки того времени. Однако Ф. не подымается до гуманистического вольномыслия Рабле. Его сатира ограничена рамками протестантского мировоззрения.
В заключение следует подчеркнуть выдающееся языковое мастерство Ф. Обладая широкой начитанностью, богатым жизненным опытом, Ф. создает язык колоритный, гибкий и богатый. Он питает пристрастие к гротеску, создает причудливый стиль, с прихотливой игрой слов, неожиданными оборотами — нанизыванием чужеродных понятий и пр.
Список литературы
I. Произведения Фишарта, изд. Kurz H. (3 Bde, Lpz., 1866—68), Hauften A. (3 Bde, Stuttgart, 1893—95), избранные произведения (Dichtungen), изд. K. Goedeke, Lpz. (1880).
II. Hauffen A., J. Fischart, 2 Bde, 1921—22
LeitzmannA., Fischartiana, Jena, 1924.