Доклад: Форс-мажор или применение ссылок на обстоятельства непреодолимой силы в хозяйственных договорах
При составлении таких договоров, как договоры купли-продажи, поставки, перевозки и подряда, у юриста или менеджера, составляющего данный документ возникает вполне закономерный вопрос: требуется ли вообще указывать в данном документе обстоятельства непреодолимой силы и, если требуется, то в каком объеме? В этой статье я постараюсь изложить свою точку зрения на данную тему, исходя из действующей нормативной базы и юридической практики.
Для начала попробуем определить само понятие "обстоятельства непреодолимой силы": обстоятельства, препятствующие выполнению обязательств по сделке одной из сторон, не зависящие от ее волеизъявления и контроля, а также, по принятии всех разумных мер по их предотвращению, непреодолимые. Конкретное определение обстоятельств форс-мажор дает статья 79 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.)
Необходимость прямого указания в тексте договора обстоятельств непреодолимой силы вызвана тем, что форс-мажор (при его надлежащем документальном оформлении и подтверждении) освобождает сторону от несения ответственности за частичное, либо полное неисполнение своих обязательств по сделке, а точнее продлевает сроки исполнения обязательств. Однако, прежде чем информировать своего контрагента о наличии в процессе сделки данных обстоятельств вернемся непосредственно к составлению контракта и проанализируем некоторые моменты.
Обязательного и законченного перечня обстоятельств форс-мажор ни отечественная, ни международная законодательные базы не содержат. Данные оговорки вырабатываются непосредственно самими сторонами сделки, которые учитывают конкретную ситуацию и необходимость в данных оговорках. Единственное, что нежелательно и даже опасно при составлении данного пункта контракта, это неопределенность. Нередко стороны ограничиваются такой фразой: "Стороны не несут ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение обязательств), если исполнению препятствовали обстоятельства непреодолимой силы",- и на этом ставят точку. Попытаюсь объяснить, почему такая редакция недопустима.
При отсутствии конкретного перечня тех обстоятельств, которые стороны считают непреодолимыми, и при нарушении одной из сторон условий сделки неизбежно возникнут разногласия по поводу: является ли данное препятствие форс-мажором или нет. Еще раз хочу подчеркнуть, что закон не дает четких разъяснений данного вопроса. В частности, в Гражданском кодексе РФ присутствуют около 10 статей, диспозиция которых предусматривает освобождение от ответственности при наличии обстоятельств непреодолимой силы, но ни одна из них не дает им расшифровку.
Юридическая практика показывает, что целесообразно указывать следующие обстоятельства: землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, война и военные действия, публикация нормативных актов запрещающего характера. Данный перечень может быть как расширен, так и сокращен, однако необходимо отметить следующее: в некоторых случаях стороны стараются зафиксировать в качестве обстоятельств форс-мажор (в основном по договорам поставок) хищения и кражи товара во время его следования от продавца к покупателю. Данное обстоятельство не признается форс-мажорным, так как является частью рисков по поставке товаров, и нести ответственность за похищенный товар будет сторона, в обязанности которой входило обеспечение поставки товара и должна была обеспечить надлежащую охрану, тару, нанять профессионального перевозчика и т.д. Предполагаю, что некоторые из данных пунктов могут вызвать улыбку у профессиональных руководителей. Но достаточно вспомнить пожар на территории Завода им. Степана Разина в Санкт-Петербурге, принесший многомиллионные убытки, а в качестве международного примера можно взять крупные землетрясение в Турции, Индонезии. Можно сказать, что и количество аварий на железной дороге, при авио- и морских перевозках за последние годы превысило все возможные представления.
Что здесь действительно может являться предметом спора, так это указание на забастовки персонала. Действительно, такую забастовку вполне можно спровоцировать, но суммы затрат на провокацию забастовки и, что более важно, ее нормативное подтверждение, на мой взгляд, будут соизмеримы со стоимостью самого контракта.
Далее необходимо обратить внимание на следующее. Одной из практических задач форс-мажора является предоставление продления сроков выполнения обязательств по контракту, т.е. после прекращения обстоятельств непреодолимой силы сторона, не выполнившая по этим причинам своих обязательств, должна их совершить. Сроки продления по обстоятельствам форс-мажор также оговариваются сторонами в зависимости от свойств товара и индивидуальных особенностей сделки, т.е. эти сроки должны быть целесообразны и приемлемы для обеих сторон. Например, по отношению к продуктам питания данный период времени будет зависеть от срока годности самих продуктов, но в аналогичной ситуации при поставке металлоконструкций на строительный объект продление такого периода будет уже зависеть от конкретных сроков по сдаче объекта. На практике такие сроки колеблются от 3 дней до трех месяцев. Если по истечении этого времени по форс-мажору обязательства остаются не выполненными, стороны должны принять решение о судьбе контракта в целом.
И последним вопросом, который необходимо оговорить в контракте в отношении обстоятельств форс-мажор, это порядок уведомления о возникновении данных препятствий и их подтверждение. Уведомление должно быть произведено любым из доступных для противоположной стороны способом связи с обязательным подтверждением о его получении (телефакс, телеграф, электронная почта и др.). Обычно в данной ситуации в тексте контракта оговаривается, что уведомление должно быть направлено незамедлительно по наступлению подобных обстоятельств (под "незамедлительно" может пониматься срок от одних до десяти суток в зависимости от обстоятельств). Подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют выполнению условий контракта может Торгово-промышленная палата города (округа, области, региона и др.), органы исполнительной власти, либо другие компетентные органы, указанные сторонами в данном пункте договора.
Юрист Алексей А. Капитонов