Доклад: Использование материалов экологического аудита для экологического обучения

К середине двадцатого века антропогенное воздействие на окружающую среду достигло масштабов, способных угрожать существованию разумной жизни на Земле. Выполненный членами “Римского клуба” прогноз обещает катастрофический сценарий развития цивилизации уже к первой четверти двадцать первого века — при условии сохранения существующих темпов потребления природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Понимание стоящих перед человечеством проблем стало причиной создания и широкой популяризации концепции устойчивого развития. Основой концепции стала идея о необходимости для перехода к устойчивому развитию общих совместных действий по сокращению расходования природных ресурсов, воздействия на окружающую среду. В хартии “Бизнес и устойчивое развитие”, принятой Международной торговой палатой в 1991 г., представители промышленности признали необходимость “экологизации” всей деятельности. Отражением этого стало понятие “экологический менеджмент”, то есть направление деятельности (любой) организации, связанное с контролем и сокращением ее воздействия на окружающую среду.

В начале 90-х годов были разработаны стандарты систем экологического менеджмента, наиболее известные из них — “Схема эко-менеджмента и аудита” (EMAS) Европейского сообщества и международный стандарт ISO 14001–96 “Системы экологического менеджмента. Описание и руководство по применению”. В обоих стандартах для поиска, анализа и выбора путей сокращения воздействия используется специальный инструмент — экологический аудит. В соответствии с определением Агентства по охране окружающей среды США, экологический аудит — систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка реализованных видов деятельности с точки зрения соответствия экологическим требованиям. При этом, в соответствии с принципами устойчивого развития, критерии соответствия и эффективности осуществляемой деятельности при проведении экологического аудита могут быть (и в большинстве случаев являются) более жесткими, нежели чем требования законодательства. Кроме того, в соответствии с рекомендациями стандартов и международным опытом, в рамках системы экологического менеджмента экологический аудит используется для разработки подходов к устранению несоответствий и поиска путей сокращения воздействия на окружающую среду (в соответствии с принципом “постоянного улучшения”, предлагаемым в стандарте ISO 14001). Особый вид экологического аудита — предварительная экологическая оценка — проводится при внедрении системы экологического менеджмента. Этот вид аудита также подразумевает анализ всех экологических аспектов осуществляемой деятельности, разработку рекомендаций по снижению и контролю воздействия на окружающую среду, анализ эффективности осуществляемой природоохранной деятельности.

Для движения по пути устойчивого развития необходимо участие всех секторов общества, в особенности — бизнеса, не только потребляющего основную долю природных ресурсов и являющегося наиболее значимым источником загрязнения окружающей среды, но и во многом — формирующего спрос населения на ту или иную, в частности, произведенную в соответствии с принципами устойчивого развития, продукцию. Также и для того, чтобы система экологического менеджмента компании действительно позволяла искать и находить дополнительные возможности снижения воздействия на окружающую среду, в деятельность системы должны быть в той или иной степени вовлечены все сотрудники организации — от высшего руководства до персонала. Более того, все сотрудники должны осознавать свою долю ответственности за экологическую деятельность компании, и свои возможности по ее развитию. Таким образом, ключевым моментом при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента является экологическое обучение и переподготовка персонала всех уровней.

Экологическое обучение и переподготовка персонала в рамках системы менеджмента должны дать коллективу предприятия (включая руководителей всех звеньев и рядовых сотрудников) соответствующий опыт и знания для того, чтобы осуществлять действия, соответствующие экологической политике компании, идентифицировать и регистрировать проблемы охраны окружающей среды, инициировать, рекомендовать и предусмотреть решение этих проблем, контролировать деятельность после проведения корректирующих мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы охраны окружающей среды, знать, как действовать в аварийных ситуациях, принимать ответственность и проявлять инициативу.

Естественно, что для осознанных действий сотрудников в направлении охраны окружающей среды им необходимо нечто большее, чем информация о глобальных экологических проблемах и правилах техники безопасности, к которым в большинстве случаев сводится экологическое обучение на российских предприятиях. При обучении или переподготовке сотрудников предприятий необходимо уделять особое внимание экологическим проблемам, связанным с производственными и вспомогательными процессами, возможностям предотвращения воздействия на окружающую среду, в том числе, малозатратным и организационным мерам. При этом необходимо обеспечить возможность объединения новых знаний с уже имеющимися, учитывать потребности обучающихся в конкретных знаниях (преимущественно, связанных с их повседневной деятельностью), обучение лучше организовать в активной форме (семинары и практические занятия предпочтительнее лекций). Ключевым источником информации для создания специализированных программ обучения и переподготовки персонала промышленных предприятий могут быть экологические аудиты, проводимые при внедрении и функционировании системы экологического менеджмента.

Авторы принимали участие в осуществлении нескольких крупных международных обучающих проектов, включавших внедрение систем экологического менеджмента на различных промышленных предприятия и проведение экологических аудитов. В качестве наиболее значимых необходимо выделить проекты “Создание социальных условий и развитие добровольной экологической деятельности предприятий как новый инструмент снижения загрязнения окружающей среды, представляющего угрозу здоровью населения”, выполнявшегося совместно российской общественной организацией Эколайн и международной организацией ECOLOGIA и “Развитие общественного диалога и сотрудничества в области экологического менеджмента в промышленном секторе Российской Федерации”, осуществляемого в настоящее время Эколайн совместно с голландской консультационной фирмой GEOPLAN International, профинансированные, соответственно, Агентством международного развития США через Совет по международным исследованиям и научным обменам (IREX) и Программой МАТРА Правительства Королевства Нидерландов. Опыт проведения обучающих семинаров как для широкой аудитории, так и собственно для сотрудников предприятия, показал высокую эффективность программ, разработанных на основе сведений о характеристиках и особенностях воздействия окружающую среду производственных процессов, веществ и материалов, применяющихся на конкретных им предприятиях. Информация, построенная на близких слушателям примерах, позволяет им легче адаптироваться к новым подходам, обсуждать на занятиях “новые стороны знакомых вещей”.

Статья С.Ю. Даймана, Т.В. Гусевой Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва

К-во Просмотров: 74
Бесплатно скачать Доклад: Использование материалов экологического аудита для экологического обучения