Доклад: Исследования "Общественных" геосистем
(Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции Татарского филиала ГО СССР, май 1989). Казань. 1989. С. 31– 34.
Исследование особенностей изучения общественных геосистем в различных типах социо-культурных сред – науковедческая проблема. В рамках географической науки этим должна заниматься метагеография (науковедение географической науки). Мы опираемся на концепцию системного науковедения и вероятностного развития науки, конкретизированную на примере географической науки (Николаенко, 1982, 1985, 1987, 1987).
Исследование общественных геосистем во многом определяется типом социо-культурной среды, уровнем развитости науки и уровнем профессиональной подготовленности географов. Это основные факторы. Существует и множество иных факторов и условий, влияющих на исследования.
Влияние типа социо-культурной среды необходимо учитывать не только в тех случаях, когда речь идет об экзотических с западной точки зрения, культурах, например, индийской и китайской. Существенно различные установки проявляются и в рамках современной индустриальной цивилизации. В частности, гуманитарная географическая наука в различных евро-американских странах имеет различные особенности развития. Они проявляются в науковедческом, методологическом и предметном аспектах.
Различие развития гуманитарной географической науки в различных странах и проявляется в типе функционирования научных сообществ. Для англо-американской, особенно американской, географической науки характерна диверсификация научного сообщества. Нет единого доминирующего центра развития науки, диктующего моду и нормативы всему научному сообществу. В условиях американской культуры, и при современном уровне информационного технического обеспечения географических исследований в США, такого центра не может существовать в принципе. Во всяком случае, длительное время.
В ряде европейских стран, например, Франции и СССР, такие центры есть. Они связанны не столько с определенными учреждениями и личностями, сколько с определенными городами. Это Париж и Москва.
Соответственно этому различию, которое является результатом сочетания сложного взаимодействия факторов и условий, различается и функционирование научно-географического сообщества. Работа в некоторых учреждениях столиц, делает условия для деятельности намного более благоприятными. Противоречие “центр – периферия” в советской социально-экономической географической науке достигает угрожающих размеров.
Как бы ни оценивать это положение, следует признать, что оно является одним из результатов воздействия социо-культурной среды на географическую науку. Есть и другие науковедческие проявления этого влияния.
В методологическом отношении, в развитии географической науки, также есть много различий в зависимости от типа социо-культурной среды. Генерирование новинок в мировой гуманитарной географии можно отразить моделью, в которой используется понятие волны. Определяются волны трех типов.
Общенаучная волна отражает фундаментальные тенденции развития совокупности научных дисциплин, например, общественных. Самое яркое выражение она получает, как правило, в философии. Волны этого типа формируют стадии развития науки и исходят из центров, находящихся на переднем крае науки.
Генерирующая географическая волна характерна для географической науки, находящейся на переднем крае в своей области. В ней получают отражение и специфическую интерпретацию более общие тенденции развития науки.
Рефлективная географическая волна проявляется в научно-географических центрах, ориентирующихся на опыт передовой географической науки. При развитии по подобному пути, неизбежно появление лага между разработкой нового подхода и его усвоением. Отражение идей генерирующей волны может быть весьма своеобразным.
В наиболее яркой форме волны развития проявились в американской гуманитарной географии. Этому способствовала мобильность и диверсификация научного сообщества, развитая система формальных коммуникаций, возможность оперативного создания новых периодических изданий. Существенную и позитивную роль сыграли особенности организации и финансирования научно-географических исследований в США.
В другой социо-культурной среде проявляются факторы, деформирующие идеальную модель. Например, влияние мощных традиций национальной школы (во Франции), слабая система формальных коммуникаций и не оперативность высшего географического образования (в СССР). В них волны развития, характерные для мировой географической науки в целом, проявились с опозданием и не в полной мере.
Большое влияние социо-культурная среда накладывает на проблематику гуманитарных географических исследований. Помимо всего прочего, в этом значительную роль играют и собственно географические факторы (площадь страны, физико-географические условия и т.п.).
В различных типах социо-культурных сред развиваются существенно различные разделы научно-географического познания. В СССР наиболее развита экономическая география. Гораздо меньше социальная география, которая сталкивается с многочисленными проблемами теоретического и сугубо практического характера. Фактически отсутствуют география культуры и география человека. Отдельные работы по ним не меняют общей картины.
В западной географической науке наоборот наиболее развита география человека, представленная большим количеством интересных концепций. На высоком уровне развита социальная география. Многие вопросы экономической географии, столь характерные для советской географической науки, практически отсутствуют. В целом структура западной гуманитарной географии более равномерная и мобильная.
Отсутствие географии человека в советской географической науке связано с историческими особенностями ее развития и спецификой социо-культурной среды. Данное положение нельзя признать разумным. В 1980-е годы в СССР стали интенсивно развиваться исследования человека, а не только базиса и надстройки. География должна занять свое место в них. Постулаты географии человека невозможно дедуктивно вывести из принципов философской антропологии. Ее методология и теоретические основания специфичны.
Анализ влияния социо-культурной среды на исследование общественных геосистем имеет практическое и теоретическое значение. Теоретическое значение, связано с адекватным понимаем особенностей развития гуманитарной географии в различных типах сред. Их нельзя механически сравнивать. Практическое значение связано с оперативным усвоением зарубежного опыта, его адаптацией в соответствующей среде.
Автор Д.В. Николаенко