Доклад: Как подготовить информационно образованного учителя
Одно из перспективных направлений развития образования – процесс его информатизации, предполагающий использование новых информационных технологий, их методов и средств для реализации идей оптимизации образовательного процесса во всех звеньях системы непрерывного образования. Механизмы процесса информатизации рассмотрены в принятой Министерством образования РФ в 1998 году Концепции информатизации сферы образования [1]. А реализация положений Концепции возможна только совместными усилиями всех образовательных структур.
В Воронежской области сложилась система работы с педагогами образовательных учреждений, направленная на формирование информационной культуры педагога, внедрение средств и методов информационных технологий в образовательный процесс и в управление системой образования. Составными элементами данной системы являются:
Обучение всех звеньев работников образования работе с вычислительной техникой, ресурсами Интернет, использованию дидактических возможностей компьютера.
Проведение для педагогов, а также для коллективов учителей и учащихся образовательных проектов, предусматривающих использование средств и методов вычислительной техники.
Ежегодное проведение научно-практических конференций «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии».
Обучение в области информационных технологий в регионе ведется Воронежским областным институтом повышения квалификации работников образования и Воронежским региональным центром Федерации Интернет Образования. Ежегодно в ВОИПКРО обучается 200 учителей информатики школ региона (это составляет 20% от общего числа учителей информатики), программы обучения отличаются широким тематическим разнообразием, учитывают начальный уровень обучающихся, рассчитаны на значительную учебную нагрузку от 120 до 502 часов. Не случайно учителям этой категории уделяется такое пристальное внимание – именно на плечи учителя информатики в основном ложится весь груз информатизации учебного заведения – это и обучение или консультирование коллег; организация внеурочной деятельности с использованием ИТ; формирование школьной информационной среды, работа над школьным сайтом, а зачастую и выпуск школьных электронных СМИ.
Начальный курс информационных знаний (от 8 до 36 часов) ежегодно в СПКРО получает около 3000 педагогов на занятиях, включенных в курсовую подготовку учителей-предметников и руководителей системы образования. Эти занятия призваны увлечь будущих пользователей возможностями ИТ, показать необходимость освоения современных технологий, эффективность их использования в своей профессиональной деятельности. Большинство этих специалистов продолжает серьезное информационное образование в Воронежском региональном центре ФИО, где ежегодно обучается около 1300 слушателей, а всего с ноября 2000 года обучено около 5000 педагогических работников. Обучение является главным звеном в процессе информатизации, оно дает толчок для дальнейшего развития и саморазвития педагога.
Продолжить погружение учителя в данном направлении призвана деятельность ВРЦ ФИО и кафедры ИТО ВОИПКРО, выходящая за рамки учебного процесса. Именно в этой работе учитель на практике может применить полученные знания и продолжить свое образование. Помочь учителю сделать первый шаг в данном направлении призвана проектная деятельность ВРЦ ФИО. За три года работы клуба выпускников центра Интернет в регионе проведены следующие проекты:
конкурс электронных ресурсов «Осенний Интернет-марафон» в 2001 году;
областные молодежные фестивали «Интернет и Мы» в 2002, 2003, 2004 годах;
конкурс проектов, посвященный 60-летию освобождения Воронежа от фашистских захватчиков в 2003 году;
городские и областные фестивали «Новая цивилизация», в которых стала традиционной разработка и защита интернет-ресурсов командами-участницами в 2003, 2004 годах;
городской молодежный конкурс «Интернет-Юниор» в 2003 году;
областной учительский фестиваль «Proдвижение» в 2004 году.
Анализ работ, представленных на конкурсы, показывает, что не только учителя применяют полученные в процессе обучения знания, но и их ученики уже владеют теми технологиями, что были предложены педагогам в процессе обучения как на курсах обучения, так и в ходе встреч в клубе выпускников ВРЦ ФИО. Положительный результат дала практика проведения семинаров и мастер-классов для учителей региона в рамках клубной работы. Данные встречи отличаются весьма разнообразной тематикой – приемы поиска информации в сети Интернет, разработка веб-ресурсов с помощью пакета Macromedia Dreamweaver, подготовка графических изображений в средах Adobe Photoshop, Image Ready, Macromedia Flash, Ulead Cif Animator, разработка серверных приложений, работа с языками HTML, DHTML, приемы размещения ресурсов в сети Интернет и их продвижения. Разнообразие тематики стало возможным благодаря высокому уровню подготовки преподавателей центра ФИО и позволило развить разносторонние интересы у педагогов, использующих ИТ в профессиональной деятельности.
Ярким примером результативности работы стали выступления учителей на ежегодных научно-практических конференциях «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии», которые проводятся с 2001 года. Конференция стала своего рода промежуточным рубежом, где хорошо видно реализованное и то, что предстоит внедрить, где можно вдохновиться идеями коллег для своей дальнейшей работы. Интерес к конференции растет с каждым годом. Если в 2001 году в конференции приняли участие около 80 человек, то в 2004 их число возросло до 170, конференция выходит на новый, межрегиональный уровень. Во многом этому способствовало проведение Воронежским РЦ ФИО в 2004 году межрегионального фестиваля «Интернет и Мы», в ходе которого смогли познакомиться и найти общие подходы к работе представители Центрально-Черноземного региона.
Значительную долю числа участников составляют учителя информатики, но с каждым годом все больше учителей-предметников выступают перед коллегами со своими достижениями. Неизменно в работе конференции участвуют представители вузов, что дает возможность не замыкаться в школьном пространстве, а сверять свои действия с современными достижениями науки.
В 2001 году на конференции было сделано 46 докладов, из них 31 доклад представлен школьными учителями, завучами и директорами, причем только 8 из них затрагивают вопросы межпредметных связей, применения ИТ при изучении различных дисциплин школьного курса, среди которых представлены математика и дисциплины естественнонаучного цикла – физика, химия, биология.
В 2004 году на конференцию представлено около 90 докладов. Из них более 70% представлено учителями. Более 30 докладов посвящены интеграции ИТ с такими «традиционными» предметами, как математика, физика, химия, биология, а также появился целый спектр предметов, учителя которых стали активными участниками информационного процесса, среди них – МХК, география, русский язык и литература, музыка. Большой блок докладов посвящен воспитательной работе, использованию ИТ во внеурочной деятельности в школе, проведению разнообразных интернет-проектов, что свидетельствует о непосредственном влиянии обучения ИТ на современный учебно-воспитательный процесс.
Результаты, полученные за последние четыре года, говорят о значительном росте компьютерной грамотности современного учителя, о его желании и умении применять в своей профессиональной деятельности вычислительную технику, электронные ресурсы. Активное участие учителей и учащихся в проектной деятельности свидетельствует об умении применять полученные знания в действительности, самостоятельно находить полезную информацию, пользоваться сетевыми возможностями. А ежегодная научно-практическая конференция стала своеобразной точкой отсчета, когда можно подвести итоги проделанной работы и наметить пути дальнейшего продвижения. Все это плодотворно влияет на состояние образования в регионе в целом.
С проектами ВРЦ ФИО, материалами региональных конференций можно познакомиться на сайте клуба выпускников ВРЦ ФИО http://www.vrn.fio.ru/club, а также на страницах Воронежского информационно-образовательного портала http://conf-vrn.narod.ru.
Список литературы
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., 1998.2. Бачурина Л.А., Подвальный С.Л., Савинков Ю.А. Управление информационной деятельностью в региональной системе повышения квалификации работников образования на базе компьютерных технологий. – Воронеж: ВОИПКРО, 2001. – 76 с.