Доклад: Кавос Катерин Альбертович
Виктор Каширников
В 1836 году в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» деятельнейшее участие принимал русский композитор Кавос. Хотя у него была опера на тот же сюжет («Иван Сусанин»), он настойчиво требовал у дирекции театров принятия к постановке оперы Глинки, найдя в ней большие достоинства. Репетиции «Жизни за Царя» велись под руководством Кавоса. Бескорыстное внимание опере своего конкурента и немалый труд для создания славы своему сопернику еще тогда вызвали удивление в музыкальном мире.
Кто же он – этот интересный человек?
Катерин Альбертович Кавос родился в Венеции в 1776 году, и музыкальное образование получил под руководством Ф. Бианки. C 12–ти лет Кавос уже выступал как композитор и своей кантатой обратил на себя внимание императора Леопольда II, посетившего Венецию. Постоянно совершенствуясь в исполнительском мастерстве на органе, Кавос достиг большой виртуозности в игре на этом инструменте. В 1790 году, приняв участие в конкурсе на место органиста в церкви св. Марка в Венеции, Кавос победил всех своих соперников, но великодушно уступил это место нуждавшемуся старому органисту. В 1798 году политические неурядицы вынудили Кавоса покинуть Венецию, и он отправляется в Петербург. Здесь вся его деятельность композитора и капельмейстера сосредоточилась сначала в итальянской, а затем во французской и русской операх. Главная заслуга Кавоса, как композитора состояла в том, что он в свои оперы стал вводить русские народные песни, чередуя их с итальянскими мелодиями. Появление в Петербурге его соотечественника Ш.Дидло, способствовало дальнейшему широкому признанию Кавоса. Дидло ставил блестящие балеты, а Кавос писал к ним музыку.
В 1805 году на сцене придворного театра была поставлена первая опера Кавоса на русский текст – «Князьневидимка или Личардаволшебник», далее последовали «Илья Богатырь» (либретто И.А.Крылова), «Откупщик Бражкин», «Иван Сусанин», «Добрыня Никитич», «Жар птица», «Юность Иоанна III». Опера «ИльяБогатырь» была одной из первых попыток создать национальную русскую оперу, и в течении двадцати лет «ИльяБогатырь» был необходимой принадлежностью всех официальных государственных торжеств. Как уже упоминалось выше, Кавос написал много балетов. Среди них: «Зефир и Флора», «Любовь к отечеству», «Федра», «Сатана» и многие другие.
Кавос был талантливым композитором и писал красиво и удобно для голосов и инструментов. В операх Кавоса по сравнению с его предшественниками заметен значительный шаг вперед в развитии музыкальных форм, которые уже шире куплетного речитатива первых русских опер. Он был превосходным оперным капельмейстером , хорошо знал и оркестр и голоса и замечательно владел техникой управления оркестром.
Кавос был прекрасным учителем пения и с 1811 по 1829 год служил учителем музыки в Смольном институте. В 1821 году он был назначен инспектором, а в 1832 году директором оркестров Императорских театров.
Удостоенный многих наград и отличий, русский композитор Кавос умер 28 апреля 1840 года в Петербурге. На отпевании композитора всеми оперными оркестрами и лучшими вокальными силами исполнен был реквием Керубини.