Доклад: Художник русской истории
Аксенова Г. В.
Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) – русский живописец, жанрист и баталист, академик живописи, автор широко известной картины «Военный совет в Филях в 1812 году». Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье крепостного графа Шереметева, управляющего конским заводом. В возрасте 9 лет его отправили в Петербург, где он начал петь в хоровой капелле и учиться в рисовальной школе Общества поощрения художеств. На него обратил внимание И.Н. Крамской. В 1867 г. Кившенко начал посещать занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика и в то же время учился в Технологическом институте. В 1870 г. его зачислили в постоянные ученики Академии по классу исторической живописи, его учителем стал профессор К.Ф. Гун. За программу «Самсон и Далила» молодой художник в 1876 г. получил Малую золотую медаль, а за выполнение академической конкурсной программы «Брак в Кане Галилейской» – Большую золотую медаль в 1877 г. Для второй картины на Большую золотую медаль и права на пенсионерство Кившенко выбрал тему «Военный совет в Филях», подсказанную романом Л.Н. Толстого «Война и мир».
Картина изображает один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 г. – военный совет, на котором решался вопрос о судьбе Москвы и армии, когда Кутузов приказал ради сохранения армии оставить город без боя, предвидя, что армию Наполеона ждет неминуемый разгром. В своей картине художник точно следовал за описанием события, данного Толстым: также за столом расположены действующие лица, на печке расположилась внучка хозяина избы, описанная в романе. Из исторических действующих лиц в картине изображены М.И. Кутузов, за ним стоящий П.С. Кайсаров. Вокруг стола слево направо сидят П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров и стоит А.П. Ермолов. На передней лавке сидят К. Толь и Л.Л. Бенигсен. Композиция картины непринужденно-естественна и продумана, нет лишних бытовых деталей, а те, что есть – необходимы и выразительны. Прежде всего в глаза бросается в глаза фигура Кутузова, хотя она смещена влево от центра композиции. Фигуры Кутузова и Бенигсена и их скрещенные взгляды составляют основной психологический узел всей композиции: антагонизм Кутузова и Бенигсена не был ординарным столкновением двух честолюбий, здесь столкнулись самоотверженный патриотизм и честолюбие придворного интригана. И этот морально-психологический конфликт Кившенко смог изобразить на картине. Остальные участники совета не только портретно похожи, но правдиво охарактеризовано их душевное состояние, их отношение к происходящему. Группу изображенных лиц в единое целое ненавязчиво, но ощутительно объединяет неяркий золотистый свет клонящегося к вечеру дня, вливающийся через полузанавешенное окно. «Совет в Филях», при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображенного художником события. К теме Отечественной войны и образу Кутузова художник обратился вновь в 1893 г. в связи с 20-летием публикации романа «Война и мир», создав альбом акварельных иллюстраций.
Написанная к 1880 г. картина принесла художнику право на пенсионерскую поездку, имела большой успех и была повторена для П.М. Третьякова в 1882 г. Представленная на Берлинской выставке в 1886 г. картина принесла Кившенко европейскую известность.
Годы пенсионерства (1880-1883) Кившенко провел в Мюнхене, Дюссельдорфе и Париже, при этом довольно часто приезжал в Россию и гостил в имении Чертковых в Воронежской губернии. Увлекаясь охотой, он часто рисовал животных и сценки из охотничьей жизни: «Охота на зайца» (1882), «Охота на лисицу» (1882), «Зимний пейзаж» (1882), «Стадо овец в степи» (1883), «Вечер в Малороссийской деревне» (1883), «Псарный двор» (1883), «Мальчик сторожит коров» (1883). Именно эти работы обратили внимание на художника русских официальных кругов. Кившенко получает заказ на написание нескольких батальных картин на сюжеты русско-турецкой войны 1877-1878 гг. для военной галереи Зимнего дворца. Художник прервал свою пенсионерскую поездку и вернулся в Россию. Были выбраны 56 важнейших эпизодов этой военной кампании и к работе помимо Кившенко привлекли А.П. Боголюбова, П.О. Ковалевского, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, Л.Ф. Лагорио, Н.Е. Сверчкова, А.Е. Коцебу, Е.К. Макарова, Г.М. Манизера, Н. Красовского, П.А. Суходольского и др. Исполнителям поставили непременное условие – портретное сходство действующих лиц и изображение местности с натуры. Законченные эскизы должны были быть представлены на утверждение царю и великим князьям.
В 1884 и 1886 гг. для сбора материалов и писания этюдов он побывал в Закавказье и Азиатской Турции. В 1891 г. он ездил в Сирию и Палестину, в 1892 г. – в Болгарию. Первые написанные на заявленную тему работы «Штурм Ардагана» и «Кунацкая у курдов» были представлены на международной выставке в Берлине в 1891 г.
Для военной галереи Кившенко выполнил следующие картины: «Штурм Ардагана» (1886, Исторический военно-инженерный музей, Москва), «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот 1 января 1878 года» (1886, Исторический артиллерийский музей, СПб.), «Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах 3 октября 1877 года» (1888), «Зивинский бой 1877 года» (1888, два момента), «Поражение турецких войск при Деве-Бойне» (1891), «Третий день боя на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года» (1894), «Последний Шипкинский бой. Сражение при деревне Шейново и Шипке и взятие в плен всей шипкинской армии 28 декабря 1877 года» (1895), «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года» (1895, не окончена). Ко всем своим батальным работам художник сделал акварельные эскизы. Картины на сюжеты русско-турецкой войны отмечены естественностью композиции, отсутствием нарочитых эффектов, типичностью образов, удачными пейзажными мотивами и живописными достоинствами. Эта серия работ Кившенко позволила искусствоведам отнести его к новой школе «баталистов-эпиков», изображающих сражение в целом, издали, как бы с высоты птичьего полета. Действительно, ряд батальных полотен передает общий вид сражения, наблюдаемого издали.
Картина «Штурм Ардагана», представленная на академической выставке 1886 г. обратила на себя особое внимание и впоследствии ее признали лучшей работой Кившенко в Балканской серии. В «Художественных новостях» за 1886 г. было написано: «Лучшей батальной картиной на выставке должно считать «Штурм Ардагана». В картине пропасть движения, массы расположены превосходно, военная драма развивается ярко. В картине множество эпизодов, мастерски исполненных, придающих ей чрезвычайное оживление». Высоко оценил полотно выдающийся русский историк искусства Ф.И. Булгаков, включив его репродукцию в свой «Иллюстрированный обзор». «Выдержанная в строго реальном напралении, чуждая всякой слащавости, она невольно переносит зрителя в названное событие и дает почувствовать весь его трагизм, - отмечал Булгаков. – Турки переполошились при нападении русских и кидаются кто куда, придавливая друг друга и утопая в воде. Сильное впечатление, производимое картиной, заставляет помириться с ее недостатками в письме воды и утопающих фигур». Действительно, картина полна движения, взволнованности, драматизма. Это – не бесстрастная эпопея, а живая человеческая драма, драма ожесточенного боевого столкновения с его разнообразными чувствами и поступками людей. Художник, не видевший самого боя, смог живо представить его себе и убедительно передать свое представление на полотне, что зритель как бы переносится в обстановку изображенного боя. Выразительность картины усиливается за счет удачно найденного освещения.
Несколько картин, посвященных событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг., художник исполнил не для военной галереи. Это «Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу» (1892), «Преследование казаками курда» (1885), «Курды-лазутчики» (1885), «В виду неприятеля» (1886) и др.
А.Д. Кившенко работал и как иконописец, написав в 1885 г. пять местных иконостасных образов и запрестольный образ «Моление о чаше» для военного собора в Карсе.
А.Д. Кившенко вел большую педагогическую работу, преподавая в художественном училище Штиглица и руководя классом батальной живописи Высшего Художественного училища Академии художеств. Умер художник в 1895 г., не успев закончить батальную картину «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года».