Доклад: Хуциев Марлен Мартынович
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, президент Гильдии режиссеров России, профессор
Родился 4 декабря 1925 года в городе Тбилиси. Отец - Хуциев Мартын Леванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. Мать - Утенелишвили Нина Михайловна (1905-1957), актриса. Супруга - Соловьева Ирина Семеновна, окончила ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Сын - Хуциев Игорь Марленович, окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова. Внучка - Хуциева Нина, окончила китайское отделение МГУ имени М.В.Ломоносова. Сестра - Хуциева Ирина, инженер-строитель.
Окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую И.А. Савченко.
Марлен Хуциев был ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов. Этот изящный человек с негромким, чуть глуховатым голосом ничуть не похож на знаменитых режиссеров, которых не случайно сравнивают с командующими большими соединениями. Все, кто описывал этого мастера, отмечали его созерцательный характер. И это не штамп, а, действительно, самое первое характерное впечатление от встречи с ним.
Середина 60-х годов. Проносится слух, что фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича", подвергшийся несколько лет тому назад суровой критике, переделанный, снабженный новым названием - "Мне двадцать лет", наконец выпускается на экран. И вот один из первых, пока еще закрытых просмотров. Впечатление совершенно удивительное! Его можно выразить двумя словами - фильм про меня. То есть "про меня" - не по сюжету, а по сложному ощущению жизни, которое тогда у всех у нас было. В этом ощущении смешивались тревога, радость, гордость. Гордость оттого, что мы, как нам казалось, четко определили свое отношение к прошлому и были уверены, что не повторим его ошибок. Радость - оттого, что нас много, и у нас есть свои поэты, свои песни, а теперь - свой фильм.
Тогда же, более 30 лет назад, в Москву на Международный кинофестиваль на демонстрацию своей новой картины "Восемь с половиной" приехал Федерико Феллини. Сразу же по приезде он попросил о встрече с Марленом Хуциевым, на которой сказал о том, что хуциевский фильм "Мне двадцать лет" показался ему удивительно близким по духу. "Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует такое совпадение мотивов". А Хуциев ответил, что фильм Феллини помог ему лучше понять самого себя и что настоящий кинематограф - это глубочайшее философское раздумье над жизнью. Последние слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Марлена Хуциева. Его имя широко известно в России и за рубежом. Высокая художественность, психологическая достоверность, внимание к внутренней духовной жизни героев - всегда личностей ярких, неординарных - отличают фильмы этого высокого мастера своей профессии. Каждая новая картина М. Хуциева становилась заметным событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни. Хуциев не просто кинематографист в узком смысле этого понятия, его фильмы - это особый мир, особое мировосприятие, свой взгляд на окружающую нас действительность. Мастер уникального лирического дарования, существующий в изобретенной им системе образов и характеров, он дарит нам свои открытия, которые так легки и органичны, что уже не один десяток лет киноведы и кинокритики занимаются анализом этих фильмов, ищут секрет их обаяния и долголетия. А зрители просто смотрят, как будто они сделаны сегодня.
Основная тема творчества М. Хуциева, всех его фильмов, - это стремление людей к душевной общности и взаимопониманрию, даже в самых драматических ситуациях он утверждает веру в жизнь и доброту людей. Все работы Хуциева объединяет одно: правдивость и достоверность, глубина, умение эмоционально донести до зрителя замысел, раскрыть сложные характеры героев. Его творчество всегда воспевает прекрасные человеческие качества человека: доброту, терпимость, сочувствие к ближнему, любовь к Родине и всегдашнюю тревогу за ее судьбу. Он вполне наделен природой и всем последующим развитием своей жизни способностью различать, выделять важнейшие черты окружающей жизни, характеров людей, а также способностью доказывать свое стремление к истине не в декларациях, а в художественной форме.
В самом начале своего профессионального пути, учась во ВГИКе, он привлекал внимание окружающих своей особой сосредоточенностью, и многим думалось, что он станет заниматься научными исследованиями бытия, что это будет художник-ученый, но он оказался человеком очень тонкой эмоциональной структуры. Это стало понятно по его дипломной работе - фильму "Градостроители". Уже в ней чувствовались большие возможности его таланта. Следующей работой, которая сразу поставила Хуциева в ряд талантливых мастеров отечественной режиссуры, стала "Весна на Заречной улице", снятая совместно с его однокурсником Феликсом Миронером. Фильм отличала неповторимая поэтическая интонация и тонкая манера сопереживания героям. "Весна на Заречной улице" была первой картиной о рабочих, сделанной без ложного пафоса и морализаторства. Недаром вот уже много лет все смотрят с особым чувством эту нежную, лирическую ленту. За ней последовали: "Два Федора" - одна из первых (если не самая первая) правдивая картина о послевоенной жизни, где дебютировал Василий Шукшин; "Застава Ильича" - первая настоящая современная картина, открывшая многие приемы сюжетосложения, актерской манеры и пластического решения, при котором камера проникает в гущу изображаемой жизни. Эта работа впервые подняла вопросы молодежи "как жить?".
"Июльский дождь" - новое открытие на современном материале. С годами эта картина не только не стареет, а становится все современнее, столько было там угадано и предсказано о сегодняшней жизни. В этой мягкой, неторопливой картине обществу был поставлен резкий и нелицеприятный вопрос: "Что же с нами происходит?". И зрители ищут, и порой находят ответ.
"Был месяц май" - фильм о том, что не все вопросы, заданные войной, решены, не все узы развязаны. Это фильм о Памяти и Забвении, и от столкновения этих двух понятий рождается тема, к которой наш кинематограф прикоснулся впервые. Мы ничего не забыли и не забудем, как бы причудливо не изменялась жизнь.
"Послесловие" - один из самых пророческих и горьких фильмов. Может быть первый раз на экране с такой ненавязчивой силой прозвучала тема отчуждения как в "Июльском дожде", фильм открывал новый тип молодого прагматика, как-бы заглядывая в будущее. В этом фильме сыграл одну из своих лучших ролей Р.Я. Плятт.
"Бесконечность" - об этом фильме можно говорить долго, его разбирали, его объясняли, толковали и анализировали. Можно сказать, что этот фильм своеобразный учебник кинорежиссуры, который Марлен Мартынович все никак не соберется написать. В этом фильме длинном и сложно построенном возникает образ Надежды, - столь необходимой нам сегодня. И наконец завораживающий финал - это философский взгляд на быстро текущую жизнь, которым делится с нами несуетливый и мудрый мастер.
Картины Хуциева симфоничны, каждый кадр - сложный аккорд, в котором один инструмент, без поддержки остальных, обеднит мелодию, и лишь все вместе они создадут необходимую гармонию. Если продолжить сравнение, то можно сказать, что режиссер одинаково внимателен и к партии первой скрипки и к партии ударника. Герои его лент далеки от благополучного спокойствия. Они в поиске самих себя и своего назначения, а это не дается без разлада и может - надолго или ненадолго - привести к несозвучности с окружающей обстановкой, к той несозвучности, первопричина которой не всегда определима четкой формулой. Но мир его фильмов - мир гармоничный, все в нем соотнесено и соразмерено, все имеет значение: и как будто незначащая реплика, и выбор места действия, и партитура шумов. Фильмы М. Хуциева неоднократно представляли отечественный кинематограф за рубежом и отмечены призами на международных и отечественных кинофестивалях. Но главное - их полюбил зритель. Они завоевали его любовь и признание за искреннюю доброту и внимание к человеку, за желание режиссера всегда отстаивать высокие нравственные принципы.
Более 20 лет Хуциев преподает во ВГИКе, выпустил пять режиссерских мастерских. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. Профессор М. Хуциев заведует во ВГИКе кафедрой режиссуры художественного фильма. Среди его учеников очень много талантливых людей. У них по разному складывается судьба: у одних более успешно, у другие - менее. Но их наставник, по его собственному признанию, пытается даже не учить, но ориентировать, внушать, что они не должны делать ничего гадкого и пошлого.
О творчестве М. Хуциева широко писала отечественная и зарубежная пресса. Кроме периодики, оно освещено и в многочисленных изданиях. Вот далеко не полных их перечень: "Молодые режиссеры советского кино" (М., 1962), В. Демин "Фильм без интриги" (М., 1965), Н. Зоркая "Портреты" (М., 1965), В. Шукшин "Нравственность есть правда" (М., 1979), М. Черненко "Марлен Хуциев" (М., 1988), Л. Аннинский "Шестидесятники и мы" (М., 1991), "Киноведческий записки" (№ 14, 1992), "Кинематограф оттепели" (М., 1995).
М.М. Хуциев - Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, президент Гильдии кинорежиссеров России ос дня ее основания. Он неоднократно избирался секретарем Союза Кинематографистов СССР; является секретарем обоих Союзов - Московского и Российского. В 1994 году избран Действительным членом Российской Академии гуманитарных наук. Марлена Хуциева давно и общепризнанно считают классиком отечественного кино.
Кино - самое главное увлечение в жизни М.М. Хуциева. В свободное время он любит просто побродить по городским улицам; очень хорошо запоминает топографию города. Музыкальные пристрастия - классическая музыка, джаз, русские и грузинские песни, песни военных и довоенных лет. Книги, общение с друзьями - не простое увлечение, это сама жизнь.