Доклад: Леонтьев Константин Николаевич
Леонтьев Константин Николаевич - философ, писатель, дипломат. Окончил медицинский факультет Московского университета / 1854 /. Служил военным врачом во время Крымской войны. С 1863 по 1873 - на дипломатической работе в Турции. Принял монашество, жил в монастырях Афона, в Оптиной пустыне. Выступал за византийский тип культуры, противопоставляя его рационализму и либерализму западного общества. Развивал положения Н.Я. Данилевского о возрастах национальностей, отстаивал идею о необходимости сильной императорской власти для России. Прогресс понимал как индивидуализацию и господство избранных. Оказал влияние на В.В.Розанова и Н.А.Бердяева.
Мало кто из русских мыслителей, даже самых консервативных убеждений, решался столь откровенно и безаппеляционно заявлять о своей приверженности политическому обскурантизму.
Учение
Философия истории
"Приемы эгалитарного прогресса - сложны; цель - груба и проста по мысли. Цель всего - средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей... Никогда еще в истории до нашего времени не видали такого уродливого сочетания умственной гордости перед Богом и нравственного смирения перед идеалом однородного, серого рабочего... и безбожно бесстрастного всечеловечества".
Аристократия
"Аристократию родовую считают ныне обыкновенно каким-то болезненным, временным и ненормальным продуктом или, по крайней мере, праздным украшением жизни, в роде красивых хохлов или ярких перьев у птиц, в роде цветочных венчиков у растений, в том смысле, что без хохла птица может жить и без венчиков, без красивых лепестков есть много растений, и больших. Но все это эгалитарные верования; при ближайшем же реальном наблюдении оказывается, что именно те исторические миры были и плодовитее и могущественнее других, в которых, при монархических склонностях, сверх того еще и аристократия родовая держалась упорнее".
Славянство
"Надо, мне кажется, хвалить и любить не славян, а то, что у них особое славянское, с западным несхожее, от Европы обособляющее. Не льстить славянам надо, а изучать их дух и отделять в их стремлениях вредное от безвредного.Не слития с ними следует желать - надо искать комбинаций, выгодных и для нас, и для них (а через это, может быть, и для охранительных начал самой Европы); надо искать, как я уже раз сказал, искусного тяготения на почтительном расстоянии, а не смешения и слития неорганического".
"Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей входил в Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком - нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбелами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтоб французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и комической одежде благодушествовал бы "индивидуально" или "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?"
"Пора положить предел развитию мещански - либерального прогресса! Кто в силах это сделать, тот будет прав и перед судом истории".
"Приемы прогресса сложны, цель груба, проста по мысли, по идеалу, по влиянию и т. п. Цель всего - средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей, тоже покойных".
"Без насилия - нельзя. Неправда, что можно жить без насилия. Насилие не только побеждает, оно и убеждает многих, когда за ним, за этим насилием есть идея. Вождей создает не парламентаризм, а... некоторая свобода самоуправства. Надо уметь властвовать беззастенчиво!"
"Земная иерархия есть отражение небесной".
Главные сочинения:
"Восток, Россия и славянство", "Отшельничество, монастырь и мир. Их сущность и взаимная связь", "Египетский голубь. Дитя души".