Доклад: Магическая Прага
Александр Бобраков-Тимошкин
У нас, людей, воспитанных современной городской цивилизацией, с детства привыкших жить в жестких рамках, порой не хватает времени даже на то, чтобы остановиться, перевести дух, присмотреться к тому, что же окружает нас. Так мы проходим мимо настоящих памятников истории и произведений искусства, не воспринимая их. Но - хуже того - теряется связь времен, мы уже не можем понять искусство наших предков или культуру других народов, зачастую именно в архитектуре и градостроительстве выражавших свои взгляды на мир и человека в нем.
Архитектура, по мнению известного норвежского ученого К.Норберга-Шульца, превращает обычное, ничем не отмеченное природное пространство, в пространство, предназначенное человеку для жизни, дает ему точку опоры и чувство дома, необходимое каждому даже в нашем "глобализованном" мире.
Этот цикл статей будет посвящен пражской архитектуре. Не только отдельным памятникам старинного зодчества или наиболее оригинальным произведениям искусства, но, прежде всего, попытке найти тот самый загадочный "дух города", genius loci, благодаря которому вот уже многие столетия Прагу называют "золотой", "магической", "мистической", "королевской". Нашей с вами целью будет - постараться понять этот город, прочитать его душу, а значит, еще больше полюбить его.
***
В древности всем важным событиям в жизни человека или группы людей (семьи, племени, народа) придавалось особое, мистическое значение. Весь земной путь древнего человека проходил под знаком соответствия принятым обычаям, традициям, ритуалам, за каждым его шагом сурово следили древние боги и духи. С принятием народами, населявшими территорию современной Чехии, христианства (их уже можно назвать почти прямыми предками современных чехов, к 9-му веку - времени принятия христианства - это были преимущественно славянские племена) жизнь человека оказалась подчиненной общим правилам еще больше - ни одно значительное действие не мыслилось в отрыве от религиозной идеи. Естественно, такое событие, как основание города, выходило за привычные рамки обыденности. Неудивительно поэтому, что и об основании Праги возникло множество легенд и преданий.
Прага очень быстро превратилась в политический и культурный центр чешских земель, своего рода символ чешского народа. Вот почему необходимо было обосновать "божественное" происхождение Праги, подчеркнуть ее превосходство над городами-соперниками. Тем самым возвышалось и население Чешского королевства, столицей которого была Прага.
Сначала мы расскажем ту легенду об основании Праги, которую до сих пор учат в школах чешские дети, читая знаменитые "Старинные чешские сказания" (1894) Алоиса Ирасека. А затем посмотрим, как, по мнению историков, все происходило на самом деле.
Итак, после прихода чешского народа под водительством Праотца Чеха в свою "землю обетованную", в междуречье Лабы и Влтавы, правителем стал мудрый Крок. У него было три дочери, младшая из которых, Либуше, стала у власти после смерти отца. Она основала на скалистом берегу Влтавы крепость, под названием Вышеград, и сделала ее своей резиденцией. Либуше обладала пророческим даром и справлялась со своими обязанностями вполне неплохо. Однако, после того как некий знатный муж возроптал на Либуше за ее неправедный, по его мнению, суд, она решила, что чешскому народу необходим правитель-мужчина.
На нее снизошло "пророческое безумие", и она повелела своим людям отправиться в поле, найти там человека, пашущего землю. Именно он - Пршемысл-Пахарь - стал, женившись на Либуше, первым чешским князем.
Но это был не единственный вклад Либуше в чешскую историю. Отправив посольство на поиски Пахаря, Либуше встала, распростерла руки над панорамой, открывавшейся с Вышеградской скалы, и произнесла свое знаменитое пророчество: "Вижу город великий, что славою вознесется до небес…"
Городом, который увидела вещая княжна, была "злата Прага", будущая столица Чехии.
Либуше указала и место, где должен быть построен новый город - "на скале именем Петршин, неподалеку от потока Бруснице", то есть там, где расположены современные Градчаны. Туда и было послано либушино посольство. Назвать город Либуше повелела так, как скажет первый встреченный им человек. Встретился мужчина, тесавший порог своего дома, и город было решено назвать Прага, так как "перед порогом и великие властители склоняются" (от чешского "prah" - порог; впоследствии ученые, конечно, подвергли сомнению эту версию происхождения названия "Прага", более правдоподобным выглядит его образование от другого корня).
Люди Либуше основали на том месте, о котором говорилось в пророчестве, крепость - Град, и постепенно Град стал резиденцией князей из династии Пршемысловичей и положил начало строительству города Праги.
Потомки Пршемысла Пахаря - Пршемысловцы - продолжали строительство и укрепление города, слава которого через несколько столетий действительно "вознеслась до небес".
Так рассказывается об основании Праги в знаменитой "Чешской хронике" Козьмы Пражского (до 1125 г.) Все описанные события, по хронике Козьмы, происходили в 623-631-м годах, то есть в начале 7-го века, когда, по данным историков, у чехов еще не было и не могло быть государственного образования. Примерно так же, с небольшими изменениями, повествуется в хронике Далимила (1348) и Гаека с Либочан (1526), а уже из последней хроники сюжет перекочевал в многочисленные эпические литературные тексты эпохи чешского Национального возрождения (1-я половина 19-го века) и в уже упомянутые "Старинные чешские сказания", а также глубоко укоренился в сознании чешских людей.
Впрочем, в некоторых книгах можно встретить упоминание и о том, что на месте современной Праги существовало поселение задолго до прихода праотца Чеха и пророчества Либуше. Будто бы его 4500 лет назад организовали еврейские переселенцы, и именно о нем, под именем "Пелег", говорится в одной из книг Ветхого Завета. Так повествует, например, известный чешский писатель начала 20-го века Иржи Карасек из Львовиц в книге "Потерянный рай" (1938).
Географическое положение Праги действительно уникально, и не так уж неправы были авторы хроник, говорившие о ее центральности и срединности. Прага расположена как бы в двойном центре - во-первых, в центре Западной Европы (расстояния от Праги до Балтийского моря на севере, Адриатического на юге, Атлантического океана на западе и Киева - центра Киевской Руси - на востоке примерно равны), во-вторых, в центре исторических чешских земель, так называемой "Чешской котловины". Кроме того, то место, где находится Прага, издавна было точкой пересечения важнейших торговых путей - с востока (Киева и Польши) на запад и с юга (Италии, Византии) на север. Именно на территории современной Праги, чуть к северу от Карлова моста, находился брод через реку Влтаву (мостов тогда в этой части Европы не умели строить, и роль брода была поистине стратегической).
Все эти факторы привели к тому, что, по данным археологов, уже в 6-7 вв. нашей эры на месте современной Праги, точнее, Старого города, существовало небольшое торговое поселение.
Относительно роли Вышеграда в пражской истории мнения историков расходятся. Большинство их все-таки придерживается версии о мифичности фигуры Либуше и, соответственно, о более позднем заселении Вышеграда, чем современного Града. Но, очевидно, первой крепостью и опорным пунктом чешских князей был не Град, а Левый Градец (к северу по течению Влтавы), где сохранилась старая ротонда св. Климента и остатки древнего городища. И только впоследствии (примерно во 2-й половине 8-го века) началось освоение и укрепление Градчанского холма. Из хроник свидетельствует, что первый чешский князь, чье существование документально подтверждено - Борживой - около 890 года построил первый Град и первый христианский храм в Чехии, посвященный Деве Марии. Именно строительство храма можно считать отправной точкой в истории Праги.
Первое летописное упоминание о городе относится к 965-му году и принадлежит арабскому купцу Ибрахиму ибн Якубу. Он описывает Прагу как достаточно большой город, гораздо более крупный, чем соседние поселения, сильный воинский опорный пункт и важный торговый центр.
Что же касается присутствия в Праге евреев, то небольшое поселение еврейских торговцев действительно начало существовать в Праге очень скоро после основания города. Чешское государство эпохи Пршемысловичей было более веротерпимо, чем его соседи, и евреи пользовались в нем относительно большими свободами. К 13-14-му веку вполне сформировался так называемый "еврейский квартал", или гетто, впоследствии названный также Йозефовым и многократно описанный в книгах Густава Мейринка и других пражских писателей.
Так началась славная история города Праги.