Доклад: Методика перекрестной проверки лесхозов и лесозаготовителей

Одним из первых шагов работы комиссии должно стать выявление, подбор и экспертная оценка законности всех нормативов и решений, касающихся правил ведения рубок главного и промежуточного пользования. В большинстве случаев, помимо общих нормативов существуют региональные решения и приказы, устанавливающие дополнительные условия и требования к лесопользованию. Именно они, в первую очередь, должны оцениваться на соответствие общероссийскому законодательству.

Разрешенные объемы лесопользования - наряды - фактический отпуск - фактическое использование

При анализе объемов лесопользования в конкретном лесохозяйственном предприятии желательно проследить всю цепочку от получения разрешений (далее - нарядов) на выписку лесорубочных билетов до фактически осуществленных объемов пользования.

Анализ документации в региональном управлении лесами

Проверке подлежит:

а) качество и порядок осуществления учета объемов лесопользования;

б) порядок осуществления учета данных о передаче лесов в аренду и соблюдении законодательства арендаторами;

в) порядок осуществления учета данных о переводах лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и/или изъятие лесных земель;

г) информация о самозахватах лесных земель и принятых мерах;

д) порядок и результаты работы с обращениями граждан.

Камеральная работа в лесхозах

В лесхозах желательно проверить (хотя бы выборочно) представленные лесхозом данные о нарядах (лимитах) на отпуск леса по главному и промежуточному пользованию (отдельно). Эти же данные желательно отдельно собрать для лесозаготовительных фирм, подлежащих более детальной проверке.

Целесообразно провести сравнение качества предоставляемых в рубки участков лесного фонда (в первую очередь на основе сравнения ведомостей материально-денежных оценок лесосек) следующим группам лесозаготовителей:

  • иностранные предприятия и предприятия с преобладанием иностранного капитала;
  • предприятия с участием иностранного капитала, имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • предприятия с участием иностранного капитала, не имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • отечественные предприятия, имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • отечественные предприятия, не имеющие на своем балансе объекты социальной инфраструктуры;
  • лесозаготовители, производящие заготовку древесины с целью оплаты социальных проектов;
  • лесхозы.

Целью данной работы является выявление групп или конкретных лесозаготовителей, находящихся в привилегированном положении или подвергающихся необоснованной дискриминации. В ряде случаев к одним и тем же лесозаготовителям могут применяться разные подходы в зависимости от целей оформления прав пользования на конкретные делянки (заготовка древесины на собственные нужды, заготовка древесины для оплаты социальных проектов, последующая переуступка прав пользования и т.д.).

Для выбранных лесозаготовительных фирм фиксируются объемы, разрешенные к рубке по лесорубочным билетам по главному и промежуточному пользованию с четким указанием отсрочек по заготовке в текущем году и отсрочек по билетам прошлых лет, заготовка по которым фактически идет в текущем году. В процессе работы с лесорубочными билетами желательно обращать внимание на следующие моменты:

  • допустимость проводимого мероприятия с точки зрения лесного и природоохранительного законодательства, правил рубок, например назначена ли данная рубка в категории защитности, особо охраняемой природной территории, особо защитном участке, где она запрещена по действующему законодательству, или допускается ли в данной категории защитности проведение рубок такого размера, соблюдены ли сроки примыкания и т.п.
  • соответствие общих запасов по билету реальным запасам для данной местности и данного породного состава;
  • соответствие общих запасов по билетам данным лесоустройства (таксационным данным) для отведенных в рубку выделов;
  • соответствие места проведения рубки рекомендациям лесоустройства;
  • соответствие соотношения деловой и дровяной древесины виду назначенного хозмероприятия (рубки) (например, выборочные санитарные рубки с выходом дровяной древесины менее 15% могут быть объектами для дальнейшего полевого осмотра) и реально существующим в регионе запасам и процентам выхода деловой древесины;
  • правильность начисления попенной платы, в том числе правильность использованных ставок лесных податей;
  • правильность оформления отсрочек и аннулирования лесобилетов;
  • правильность заполнения, хранения и учета лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.

По наиболее сомнительным лесорубочным билетам, а при отсутствии таковых - выборочно, желательно познакомиться с материалами отводов (абрисы, ведомости материально-денежной оценки лесосек, акты обследования участков, акты корректировки лесоустройства и т.д.) и технологическими картами на разработку лесосек. Для лесорубочных билетов, по которым закончены рубки необходимо ознакомиться с актами освидетельствования лесосек.

При анализе материалов отвода необходимо обращать внимание на следующие данные:

  • фактически отрисованная на абрисе площадь
  • фактический состав насаждений
  • фактический запас насаждений
  • изменение запаса с момента проведения лесоустройства

С момента лесоустройства запас может существенно измениться, причем для средневозрастных и приспевающих насаждений он обычно увеличивается. Для уменьшения запаса должны быть какие-то причины (болезни леса, пожары и т.п.). Если не было катаклизмов, то уменьшение запаса в многопородных насаждения обычно идет за счет одной наименее долговечной породы.

  • максимальные диаметры вырубаемых деревьев по породам
  • средний объем хлыста при рубке

Помимо лесорубочных билетов и собственно материалов отвода необходимо проверить следующие вопросы:

  1. наличие, количество и качество актов несоответствия натурных данных материалам лесоустройства. При обычном, весьма низком качестве лесоустройства должно быть достаточное количество актов несоответствия. Иначе можно делать вывод о недостаточном качестве работы органов управления лесным хозяйством;
  2. соблюдение сроков примыкания лесосек;
  3. соответствие назначенных мероприятий требованиям лесохозяйственных нормативов;
  4. соблюдение сроков очередности для рубок ухода требованиям регионального Наставления по рубкам ухода.

Учет заготовленной древесины.

При проверке качества учета заготовленной древесины желательно проверить соответствие фактических объемов рубок данным, указанным материалах освидетельствования (а также справках лесозаготовителей, актах приемки древесины, актах освидетельствования объемов заготовленной древесины и т.д.).

Для проведения полевых проверок в зависимости от способа отпуска древесины на корню нужно подготовить подборки копий соответствующих документов. При отпуске леса по количеству желательно помимо полевой проверки объемов фактически вырубленной древесины проверять обоснованность используемых лесхозами (лесничествами) коэффициентов полнодревесности и коэффициентов пересчета объемов в коре в объемы без коры.

Материалы освидетельствования лесосек.

При анализе этих материалов желательно обращать внимание на следующие моменты:

  • сроки проведения Зимние освидетельствования часто являются фиктивными либо неполными. Желательно также обращать внимание на удаленность друг от друга лесосек освидетельствованных одними и теми же людьми в один день (то есть физическую возможность освидетельствования)
  • участие в комиссии представителей лесозаготовителей (помимо подписей этих представителей, должны прилагаться доверенности на право представлять интересы фирмы при освидетельствовании)
  • указанные объемы рубок и их соответствие данным учета заготовленной древесины
  • отмеченные нарушения и правильность начисления неустоек в соответствии с Постановлением Правительства РФ №67 (05.02.1992) либо Правилами отпуска древесины на корню (1998), либо региональными ставками, утвержденными администрацией субъекта Федерации.

К-во Просмотров: 80
Бесплатно скачать Доклад: Методика перекрестной проверки лесхозов и лесозаготовителей