Доклад: Неокантианство
Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии; расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19 в. - 20-х гг. 20 в., когда Неокантианство возобладало в ряде немецких университетов и его влияние распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано "Кантовское общество", в 1896 начал издаваться журнал "Kantstudien" (с 1953 изд. в Бонне). С 1930-х гг. в условиях общего кризиса буржуазного либерализма Неокантианство постепенно утрачивает своё влияние.
Первым толчком к Неокантианству явилось идеалистическое истолкование физиологии внешних чувств немецкими физиологами 19 в. И. Мюллером (так называемый закон специфической энергии внешних чувств), М. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значительную роль в подготовке Неокантианства сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник - наша умственная организация, "вещь в себе" - только "пограничное понятие" нашего мышления.
Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген. "Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об "имманентности" бытия сознанию. Отказ Когена от кантовской теории "аффицирования" чувственности "вещами в себе" неотделим от его критики понятия "данности": предмет познания не "дан", а лишь "задан", он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Коген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за "данную" действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, "материя" была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал научное определение понятия материи).
Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. "Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис: "Движение - всё, конечная цель - ничто".
Другим видным теоретиком марбургской школы был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как философское предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно отстаивал гносеологический идеализм против материалистического сансуализма: не существует бытия, которое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологическому идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от "разума" (логоса), Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этических норм из общественных начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этического социализма.
Ортодоксальные воззрения марбургской школы развивал и Э. Кассирер в работах, написанных до начала 1920-х гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается у Кассирера как предыстория неокантианского учения о познании: развитие понятий в математике, физике и химии нового времени - как подготовка и основа идеалистической гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются относительности теория и неевклидовы геометрии). При этом все основные понятия науки рассматриваются не как мысленные образы действительности, а только как "методы".
Если марбургская школа ориентировалась преимущественно на математику и математическое естествознание, то с идеалистической интерпретацией исторических наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа Н. Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые методам и понятиям естественных наук ("генерализующим", обобщающим, направленным на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, "наук о духе" ("индивидуализирующие", направленные на единичное, индивидуальное). В обоих случаях научные понятия истолковываются как "упрощающие" действительность и образующиеся путём отбора, по телеологическому принципу, которым руководится исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логическом учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие "естественнонаучной" и "исторической" форм познания, то в онтологической концепции он выступал как сторонник номинализма: общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистическая концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естественных наук и принижению их сравнительно с историческими науками.
Неокантианство было использовано в конце 19 в. для ревизии философских основ марксизма и стало чуть ли не официальной догмой многих идеологов 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, М. Адлер, К. Форлендер), пытавшихся соединить Неокантианство и марксизм. Этот философский ревизионизм был подвергнут резкой критике Г. В. Плехановым ("Против философского ревизионизма", 1935) и В. И. Лениным ("Марксизм и ревизионизм"). Влияние Неокантианства прослеживается в течениях современной идеалистической философии, в особенности в разработке аксиологии (учения о ценностях).