Доклад: Новый порядок налогообложения сельскохозяйственных производителей
В конце декабря 2001 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах». Этим актом в России вводится единый сельскохозяйственный налог, который несколько лет дебатировался в аграрном истэблишменте и в Законодательном собрании. Один такой законопроект уже был отвергнут Советом Федерации, после чего специально созданная согласительная комиссия еще раз внесла доработанный проект в Государственную думу. Повторное принятие закона прошло в рекордные для российского законодательного процесса сроки: 20 декабря законопроект был принят Госдумой, 26 декабря одобрен Советом Федерации, а уже 29 декабря – подписан Президентом. Страна готовилась к встречи Нового года и те, кого этот закон затрагивал в первую очередь, просто не успели осознать факт его принятия. Сегодня значительная часть сельскохозяйственных производителей столкнулась с резким ухудшением условий налогового режима и пытается протестовать. Однако сделать что-то уже невозможно: с февраля 2002 года закон вступает в силу.
В чем же суть нового закона? Для сельскохозяйственных производителей вводится особый – единый сельскохозяйственный налог, - заменяющий собой основную совокупность налогов и сборов и рассчитанный на единицу земельной площади. Земля оценивается по кадастровой стоимости. В единый сельскохозяйственный налог включаются все налоги, кроме НДС, разного рода пошлин и акцизов, налогов на имущество физических лиц, отчисления в пенсионный фонд. Налоговый период определен в квартал.
По сути, этот налог является своеобразной формой единого налога на вмененный доход, но только с одного гектара. Такой вмененный налог в мировой практике обычно применяется к мелким. В современном российском хозяйстве таких мелких производителей очень немного. Хотя до половины валовой продукции (но не товарной!) производится в хозяйствах населения, хозяйства населения в абсолютном большинстве не платят налогов с этой деятельности (на законных основаниях). Есть еще фермерские хозяйства, их доля в валовой продукции сектора 7-8%, причем наиболее продуктивными хозяйствами являются довольно крупные предприятия с размерами земли в несколько тысяч гектаров и с несколькими десятками занятых. И, наконец, основным производителем в сельской хозяйстве являются крупные предприятия, а в последние 2-3 года растет число и крупнейших предприятий в рамках агрохолдингов (по несколько сотен тысяч гектаров). Вот для этих то гигантов и вводится вмененный налог.
Безусловно, вмененный налог был бы весьма полезен для мелких фермеров, но в действующем законодательстве он для сельскохозяйственной деятельности не предусмотрен. Этим и надо было бы заниматься законодателю.
Так как вторая часть Налогового кодекса не предусматривает льгот сельскому хозяйству по налогу на прибыль, то этот налог также включается в единый. С другой стороны, налоговая ставка единого сельхозналога определяется исходя из налоговых платежей, подлежащих уплате по новому порядку в предшествующем периоде. Другими словами, в расчет ставки единого сельхозналога включается полученная в 2001 году прибыль. В результате возможно перераспределение налогового бремени в сторону наиболее прибыльных в прошлом году хозяйств (в 2001 году налог на прибыль сельское хозяйство не платило).
Более того, к сельхозпроизводителям в контексте нового закона не относятся «сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие)», то есть опять же, наиболее интенсивные сельхозпроизводители. А это значит, что с 2002 года Они не только начинают платить налог на прибыль, но и теряют льготы по уплате социального налога и платежу в дорожный фонд.
Но и это еще не все. Список «индустриальных предприятий» определяется не самим федеральным законом, но законодательными органами субъектов Федерации. Так как попадание в такой список лишает предприятие существенных налоговых льгот, этот порядок становится очень сильным рычагом воздействия на сельскохозяйственные предприятия. Кстати, он подоспел как раз вовремя: роль таких рычагов воздействия на крупные аграрные предприятия в регионах через товарные кредиты, лизинговые схемы и прочие механизмы субсидий в последние годы резко сокращается, но теперь его заменяет «налоговая дубина».
Настораживает и еще одна норма нового закона. В качестве объекта налогообложения по единому сельхозналогу «признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании». Иначе говоря, арендованные земли единому сельскохозяйственному налогу не подлежат. Но сегодня у основной части сельхозпроизводителей сельскохозяйственные угодья находятся в аренде, причем арендуются земельные паи. При этом владельцы паев не являются сельхозпроизводителями: они либо наемные работники, либо пенсионеры или социальные работники села, сдающие свой пай в аренду хозяйству. Это значит, что все эти угодья, арендованные в виде паев, вообще выводятся из под налогообложения, а сельхозпредприятие платит единый налог только с той незначительно части угодий, которая находится в его собственности или пользовании.
Наконец, вызывает сомнение и установленный период налогообложения в один квартал. Если бы разработчики данного закона действительно были озабочены совершенствованием налогообложения в сельском хозяйстве, они предложили бы не единый сельхозналог, но с поквартальными платежами, а изменение периода уплаты всех налогов. Сельское хозяйство, как известно, - производство сезонное. Основные денежные поступления производители получают во второй половине года, после уборки и реализации урожая. В первое же полугодии они, в основном финансовые ресурсы расходуют. Поэтому более адекватной формой налогообложения этого сектора было бы взимание основной части налогов (или единого сельхозналога) в конце сельскохозяйственного сезона. (Кстати в единственной помимо России стране мира, где введен подобный единый сельскохозяйственный налог, – Украине – именно так и сделано.) Квартальный же период взимания налогов в сельском хозяйстве ситуации в этом смысле не меняет, не ясно зачем вообще менять тогда устоявшийся месячный период.
Иными словами, введенный особый режим налогообложения сельского хозяйства скорее порождает новые проблемы в аграрном секторе, чем решает его реальные проблемы. В этой связи смеем предположить (и надеяться), что он продержится в российской налоговой системе недолго.
Е. Серова