Доклад: О приеме на работу женщин: за и против
Алена Гриценко
Мнение МУЖЧИНЫ — заместителя Директора фирмы, торгующей продуктами питания, Антоновича Алексея:
«Я стараюсь избегать даже собеседований с женщинами. Единственная вакансия, на которую мы однажды пригласили девушку, это вакансия секретаря. Это себя оправдало. Но, по-моему, очень редко встречаются дамы, способные на большее».
Первые женщины-менеджеры, пробившие «стеклянный потолок», придерживались командного стиля управления, принесшего успех мужчинам. Сейчас к принятию решений в сфере экономики пришла вторая волна женщин.
Так, по мнению Дж. Роузнер (Школа управления при Калифорнийском университете), женщины пользуются своим уникальным умением общаться и руководят совершенно не так, как мужчины. Они добиваются успеха не вопреки тому, что некоторые человеческие черты всегда считались «женскими» и не годились для руководителя, а благодаря этому.
Различия между мужчинами и женщинами проявились при описании ими своего стиля руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры описывают свой стиль, который специалисты по управлению называют «деловым». Это означает, что свою работу они видят как серию дел (или сделок) с подчиненными — с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность.
Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Интервью с этими женщинами позволили понять, как эти женщины видят себя в роли лидеров, в чем принципиальное отличие их стиля руководства от традиционного командного. Роузнер назвала их стиль «преобразовательным». Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными.
Подчиненные приглашаются к участию в управлении фирмой, с ними делятся властью и информацией, пробуждают у людей интерес к выполняемой работе. Менеджеры с таким стилем верят, что если дать сотрудникам возможность вносить активный вклад в общее дело, осознавать свою значимость, выиграют и бизнес, и сотрудники.
Женщины-предпринимательницы считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, которые способствуют таким ощущениям. Основой подобного руководства через взаимодействие является привлечение к деятельности. Благодаря практике участия сотрудники более активно поддерживают принятые решения, уменьшается опасность появления неожиданной оппозиции. Активное привлечение к своей работе подчиненных позволяет снизить риск, связанный с тем, что конкретным клиентом, проектом или вложением занимается только один человек: тревожится о неудаче, когда встречается с оценкой работы или новым заданием, чувствует вину или стыд по поводу своих успехов и амбиций; имеет сложности, интернализируя положительную обратную связь; недооценивает свои собственные способности; приписывает свои достижения удаче или напряженной работе; ставит цели ниже своего потенциала. Женщинам нужно оправдать свои достижения («Я не достойна их»), потому что успех в трудных ситуациях, который требует компетенции, не совместим как с социальными ожиданиями от женщин, так и с «Я — концепцией» самих женщин.
Женщины стали более успешно заниматься бизнесом сейчас, потому, что мужской стиль управления устарел. Менеджмент требует новшеств, которые могут предложить женщины со своей индивидуальностью, но стоит помнить, что, приглашая женщину на работу, у вас нет никакой гарантии, что вы этим обеспечите себе именно преобразовательный стиль управления. Люди разные.
Мнение МУЖЧИНЫ — руководителя фирмы, занимающейся продажами оборудования для лакокрасочной промышленности:
«Вы издеваетесь! Я никогда не подпущу женщину и на порог фирмы. О какой карьере можно говорить. По моему, слова «женщина» и «карьера» совершенно несовместимы. Мне нужны сильные, уверенные, работоспособные сотрудники, а не слабый пол».
Но кто сказал, что среди женщин нет таких? В обществе встречаются как маскулинные женщины, так и феминные мужчины, потому нельзя с уверенностью сказать, что все мужчины сильные и уверенные, а женщины слабые и истерические.
Мнение МУЖЧИНЫ — врача-психотерапевта Левского А. А.:
«Не существует каких-либо анатомических и физиологических отличий мужчины от женщины, которые не позволили бы последним выполнять «мужскую работу», занимать «мужские должности». Я думаю, что проблема, во-первых, в традициях и в общественных стереотипах; а во-вторых, в психологических особенностях женщин, в их мотивациях, которые чаще направлены на личную жизнь, семью либо на самоутверждение (которое, вероятно, является борьбой с теми же общественными, плюс иногда со своими собственными, взглядами на функцию женщины), а не на непосредственное выполнение работы. В целом, организм мужчины более уязвим, средняя продолжительность жизни мужчин ниже, нежели женщин. Но руководителей организаций интересует не здоровье сотрудников, а в первую очередь то, как они справляются с обязанностями».
Альфонсо Монтаори обозначал 4 основные отличия в психологии мужчин и женщин:
Мужчины имеют тенденцию к независимости. Женщины делают акцент на взаимозависимость, в своем большинстве социально ориентированные и четче осознают те связи, которые объединяют людей. Рабочее общение их более зависимое. Мужчины стремятся к независимости через избежание зависимости. Сходство в поведении мужчин и женщин состоит в том, что они зависят от воспитания социализации, отличия женщин зависят от ожиданий взрослых при воспитании, от собственных убеждений, конформности (приспособление без учета собственной мысли, нивелирование собственного Я) к социальным нормам;
Культурные стереотипы и «символика» пола. Отношение мужчин характеризуется настойчивостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль, но для реализации этого мужчинам в большей мере надо руководить или манипулировать другими, убеждаясь тем самым в своей независимости. Для женщин взаимозависимость и взаимодействие с окружающим миром более важная. Стиль общения мужчин аналитический и манипулятивный, стиль женщин — более эмоциональный;
В основе этой характеристики лежат отличия в способностях к пространственным и математическим знаниям. У женщин есть большая способность к овладению языковыми привычками. Отличия в общении между мужчинами и женщинами закладываются воспитанием: в мужчин поощряется стремление к абстрагированию от мира, идеализации, а у женщин поощряется стремление к общению, развития взаимоотношений и привязанности. У мужчин создается четкая модель представлений, согласно которой предусматривать и контролировать окружение важнее, чем взаимодействовать с ним;
Отличия в общении касаются морали и нравственности. Мораль для мужчин — это нормы, которые разрешают любому безбарьерно работать, женщины привносят больше личного в собственное объяснение этики, и границы собственного объяснения женщин более гибкие. Женщины считают аморальным поведение того, кто равнодушен, бессердечен, безответственнен, а мужчины считают, что вмешательство в чью-то жизнь неуместно в случае, если человека не просят.