Доклад: Педагогика молитвы
Еще с ленинских декретов Церковь у нас отделена от школы, а школа от Церкви. Однако Церковь не отделена от детей -современных мальчишек и девчонок., для которых она - не только храм, свеча или пасхальные куличи, но - жизненный принцип бытия. Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви практически при всех приходах УПЦ действуют воскресные школы для детей. Сегодня рассказ об одной из них.
Древняя традиция
"Будьте, как дети", - сказал Христос Своим ученикам, указывая на цельность, простоту и ясность детской души, лишенной всякого эгоизма, лукавства и порочной страстности. В другом месте Евангелия Спаситель запрещает препятствовать детям приходить к Нему, поскольку "таковых есть Царствие Божие" (Лк. 18,16).
С древнейших времен эта евангельская заповедь определила участие ребёнка в жизни Церкви с момента его рождения и даже в материнской утробе. Само Евангелие повествует о том, как "взыграл во чреве" будущий Креститель Иоанн Предтеча во время встречи его матери, праведной Елисаветы, с Девой Марией. А описание жития преподобного Сергия Радонежского раскрывает чудесный эпизод прославления им Троицы также в утробе матери во время Божественной Литургии, как бы знаменуя, что он через созданную Троицкую обитель возглавит духовное возрождение всей Руси, изнывающей в неволе монголо-татарского ига.
В православной традиции наших предков было активное хождение в храм Божий будущих матерей, а затем воцерковление детей с первых дней их жизни, дабы привить их к Лозе Истинной и Вечной. В храме маленький человек получал первые понятия о добре и зле, о святости и греховности. В 6-7 лет отрок или отроковица впервые участвовали в Таинстве Исповеди, так как в церковной практике принято, что в этом возрасте совершается переход от невинного младенчества к отрочеству, когда ребенок вступает в период самоанализа и должен уже нести ответственность, прежде всего перед Богом, за свои поступки, мысли и чувства. Таинство исповеди благодатным воздействием снимало первый груз греха с души ребёнка, и он, ещё не обременённый греховными тяготами взрослого человека, получал опытное знание борьбы со злом в самом себе. Так начинался непростой путь к христианскому совершенству и святости.
Становится понятным, что без этих условий церковности и христианской педагогики невозможно было бы явление миру великих светильников Православия, таких как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И как знать, явились ли бы миру и наши славянские гении - от автора "Повести временных лет" до талантов серебряного века, если бы не соприкосновение их душ с православной верой?
В Кирилловском храме
Как-то непроизвольно думалось об этом в одно из воскресений в Кирилловском приходе, что на старинной киевской Лукьяновке. Здесь древние стены храма XII в. во имя святителя Кирилла Александрийского (известного больше как "Кирилловская церковь") вобрали в себя молитвы наших предков со времен Киевской Руси, видели запустение татаро-монгольского нашествия, польской шляхты и кровавого безбожного периода ХХ-го столетия. Иронией судьбы - а верующие скажут: по промыслу Божьему - с 1992 года этот приход оказался на территории самой большой на Украине психиатрической лечебницы, в народе именуемой "кирилловка", где за закрытыми дверями больничных отделений (среди них и детское) томится более двух тысяч изолированных от общества людей. И что удивительно, дети Кирилловского прихода наравне со взрослыми опекают этих несчастных: проводят для них в актовом зале больницы пасхальные и рождественские концерты, помогают выпекать, а потом и разносить пасхальные куличи и крашенки (более 2-х тысяч!) по палатам, чтобы никто из больных не остался обделенным. Здесь творятся дела милосердия: раздаётся одежда и пища, бесплатные лекарства для неимущих, ежедневно в Кирилловской церкви кормится до 100 нищих и больных. Многие ребята с родителями выезжают на сельскохозяйственные работы (приход арендует несколько гектаров земли в Барышевском районе). На приходе дети посещают занятия Воскресной школы, с неведомыми общеобразовательной программе предметами Закона Божьего, литургики, катехизиса и иконографии; отсюда совершают паломничества по святым местам.
Здесь у них происходит встреча с Богом. Здесь обретают они духовные силы, которые со временем должны будут отдать обществу.
Детские литургии
Обретаются силы эти прежде всего на богослужениях, где вековые православные обряды вобрали в себя и красоту греко-византийского искусства, и богословскую мысль Православной Руси, и немеркнущее слово Евангелия.
Однако двух- и трехчасовое безучастное выстаивание на службах не под силу подчас и взрослому: опыт богослужений приходит не сразу и требует немалых практических навыков. Попадая на службу со взрослыми, дети, особенно маленькие, начинают томиться, бегать по храму, шуметь. Поэтому настоятель прихода протоиерей Федор Шеремета, посоветовавшись с духовенством, решил проводить особые службы - "детские" литургии.
Они несколько короче за счёт допустимых сокращений, но главной особенностью этих служб является то, что дети выполняют на них различные послушания: мальчики в стихарях прислуживают священникам в алтаре, зажигают лампады и свечи, читают церковнославянские тексты, Апостола - всё это своего рода искусство. На клиросе также дети - Кирилловский детский хор известен в Киеве. Для детей произносится и соответствующая проповедь; исповедь также имеет целенаправленный характер. После службы - чаепитие, а затем занятия в воскресной школе.
Не удивительно, что многие родители привозят сюда детей с разных районов города, понимая, что здесь - особые условия для воспитания, здесь детская душа получает нечто большее, чем общеобразовательные знания.
- Что особенно нравится тебе на приходе? - спросили мы у 12-летнего пономаря Георгия Курбанова.
- Здесь надёжно, - ответил мальчик после небольшой паузы. - Другие отношения. Настоящие.
Резюме
Как видим, в наши дни православные родители, свободные от бдительного ока безбожного режима, могут безбоязненно исполнять евангельскую заповедь: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие…"
Но ведь и "возбранять" можно по-разному, например, вдалбливая на уроках марксистское понятие о том, что "религия есть опиум для народа", и философствуя о демократической свободе совести, включая свободу и на все, что разрушает человека. Пока еще преградой между Православной Церковью и школой стоит и полюбившаяся нашим чиновникам "многоконфессиональность", и конституционное отделение Церкви от государства, и несовершенный Закон о свободе совести, и подогреваемый политиками раскол, и унаследованная общественная атеистическая индифферентность к религии вообще и к Православию в частности.
Может, об этом следует думать не меньше, чем об энергоносителях и газовых трубопроводах, проходящих через Украину с востока на запад? Думать о том, что нужно сделать для того, чтобы дети наши не только в православных храмах чувствовали себя надёжно? И чтобы отношения между людьми были настоящими?
Список литературы
Герук Сергей. "Педагогика молитвы"