Доклад: Пьетро Помпонацци: учение о смертности души
Пьетро Помпонацци(1462-1525), глава школы александристов, последователей Александра Афродизийского,трактовавших учение Аристотеля в материалистическом духе.
Во многих работах Помпонацци высказывает приверженность номинализму, на базе которого он строит некоторые положения своего учения. Помпонацци отвергает существование разума вне отдельных людей и приходит к центральной идее своей философии- идее о смертности души, которую он развивает в работе "О бессмертии человеческой души"(1516).
Помпонацци согласен с Аристотелем в том, что душа- форма тела. Однако смертность тела, с точки зрения Помпонацци, означает и распад его формы, т.е. смертность души, которая также материальна. О бессмертии души человека можно говорить лишь в плане ее отличия от души животных, ибо человеческая душа способна к размышлениям о самой себе и к логическому мышлению в форме общих понятий.
Отвечая своим оппонентам, утверждавшим, что отказ от бессмертия души приводит к утрате понятия высшего назначения человека, Помпонацци подчеркивал, что именно такой отказ и соответствует подлинной природе человека, так как цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем, земном мире.Истинная добродетель не нуждается в награде и не строится на страхе.
Он пишет:"...действующий праведно, не ожидая никакой награды, кроме своей добродетели, поступает намного добродетельней и честней, нежели тот , кто ожидает сверх добродетели кокай-то еще награды... кто избегает порока из-за его гнусности, а не из страха наказания, положенного за порок... более достоин похвалы, нежнли тот, кто избегает порока только из страха наказания...Поэтому, считающие душу смертной, гораздо лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносит в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели ".
Трактат Помпонацци вызвал огромное количество протестов сторонников схоластического мышления и был публично сожжен в Венеции.