Доклад: Политико-административное деление России
1. Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления.
2. Субъекты РФ, их число, виды.
1. Государственное устройство России, принципы федерализма России, проблемы национально-административного деления.
Суверенные государства имеют различные формы организации хозяйства (правления). Важнейшей из них является государственный строй (формы правления ). Принципы государственного, социально-экономического и территориального устройства любой страны закреплены в ее основном законе (конституции). РФ – суверенная демократическая республика (президентская) – имеет федеративную форму государственного устройства , что отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном договоре.
Принципы построения федерализма России основываются на:
А) добровольном объединении ее субъектов
Б) принципе равноправия и самоопределения народов
В) национальном принципе и незыблемости ее демократических основ.
Субъекты федерации (республики, области, края, автономные округа (а. о.), автономная область (А.О.)) состоят из самоуправляемых территориальных образов и самостоятельно определяют свое территориально устройство.
Основное положение федерального договора предусматривает разграничение полномочий между РФ и ее равноправными субъектами.
К ведению федеральных органов государственной власти относятся, например, такие ф-ции как: принятие и изменение конституции страны, защита прав и свободы человека, финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование, бюджет, налоги, транспорт, внешняя политика и международные отношения, оборона, защита границ, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.
В совместном ведении РФ и субъектов находятся вопросы пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, установления общих принципов налогообложения и др.
Субъекты федерации наделяются при этом широкими полномочиями для самостоятельной хозяйственной деятельности, заключения между собой прямых торговых соглашений, осуществления внешней экономической деятельности, правового регулирования социально-экономического развития, в т. ч. Принятия законов и иных правовых актов (в соответствии с основным законодательством РФ).
Новая конституция России и федеральный договор в корне изменили характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, существенно расширив их хозяйственную деятельность и создав тем самым благоприятные предпосылки для вхождения на рынок.
Президент (гарант конституции) имеет широкие полномочия, но его власть ограничена парламентом.
Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из 2-х палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Госдума).
Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром.
Федерация строится по национальному и территориальному принципу, который, в значительной мере, определяет содержание и структуру государственного устройства.
Национально-административное деление РФ имеет свои проблемы , связанные с характером политического строя, формой правления, которые определяются историческими условиями образования федеративной национальности – религиозным составом, своеобразием культуры и быта России. Большинство населения Росси составляют народы, исповедующие православную религию – 86%.
В Урало-Поволжье и Сибири проживают татары (5,5 млн.) и башкиры (1,3 млн.), составляющие наиболее многочисленную группу исламских народов, находящихся в Центральной России.
Другой массив мусульманских народов – на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны чеченцы (900.000). Всего мусульман в России проживает 3 млн. человек. Православные осетины живут в центре Кавказа, образуя как бы “христианский коридор” из русских районов России через горские народы в Грузию и Армению.
Предгорье Северного Кавказа – один из неспокойных регионов России. Это связано как со сложной экологической ситуацией, нехваткой сельскохозяйственных земель, невысоким уровнем промышленного развития, высоким естественным приростом. Так и с последствиями национальной политики России, начиная с кавказских войн, и, заканчивая переселением некоторых народов. Эта практика продолжалась в 20-е – 30-е годы (казаки были насильно переселены в Сибирь и Казахстан) и годы ВОВ (чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки). В 1956-1957 г. высланному народу было разрешено вернуться. Отсюда, возникла масса конфликтных ситуаций , часть из которых неразрешена до сих пор.
Буддизм исповедуют буряты и калмыки, а также тюрко-язычные тувинцы.
Иудаизм распространен незначительно, – главным образом, среди евреев, проживающих в крупных городах европейской России. Кроме этого, православную религию исповедуют народы, говорящие на финских языках (3 млн., из которых 1 млн. - мордва). Представители этих народов легко ассимилируются русскими (чему способствовали их ранняя христианизация, а также рассредоточенное расселение: села этих народов находятся среди русских сел).
Рассредоточение многих народов на территории России (когда большинство живет за пределами основного этнического ареала) и общая “перемешенность” населения делает почти невозможным выделение “чистых” в этническом отношении территорий. Отсюда, следует очень важный вывод для государственного устройства России: все виды национальных автономий на ее территории должны иметь “мягкий” характер и не ущемлять права представителей любого из народов, проживающего на территории автономии. Видимо, в перспективе, ведущую роль должны играть не автономные территории, а национально-культурные автономии.
2. Субъекты РФ, их число, виды.
В политико-административном делении России существуют следующие субъекты Федерации:- 21республика
- 6 краев
- 49областей
- 1АО
- 10 АО
- 2 города федерального значения.