Доклад: Понятие материи
Впервые понятие материи было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Пла-тона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через “единое”, то материю он мыслит как “начало иного” - изменчивого, текущего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона прин-ципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и по-тому непознаваема, вещи и явления мира “становления” не могут стать предме-том научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя осуществляется с небытием. В более позднем диалоге “Тимей” Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материа-лу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, по-добно тому, как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует здесь материю “восприемницей и кормилицей всего сущего”.
Платон полагает, что материя может принять любую форму именно пото-му, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометриче-ских фигур.
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того, чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отноше-нию к живому существу материей является его телесный состав, а формой - ду-ша, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельно-сти, тогда как материя начало пассивное. Материя бесконечно делима, она ли-шена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто не-делимое и, как таковая, тождественная с сущностью вещи. Вводя понятия мате-рии и формы, Аристотель делит сущности на низшие (те, что состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму - вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего кос-мического центра. Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных суб-станций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющую причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.
В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о ко-нечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном, Аристоте-лем и их последователей понятия актуальной бесконечности. Актуально беско-нечное не признавала также и греческая математика.
Для большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пусто-ты - у Демокрита, идей и материи - у Платона, формы и материи - у Аристотеля. В конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной сто-роны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие ми-ра и человека.
И второй важный момент: древнегреческие мыслители, как материалисты, так и идеалисты, при всем их различии между собой были, если так можно выра-зиться, космистами; их взор был направлен прежде всего на разгадку тайн при-роды, космоса в целом, который они по большей части - за исключением атоми-стов - мыслили как живое, а некоторые - и как одушевленное целое. Космоцен-тризм долгое время задавал и магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека - под углом зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно, по мере разложения традиционных форм знания и социальных от-ношений формируются новые представления о месте и предназначении человека в космосе; соответственно возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru