Доклад: Познавательные процессы, их характеристика
Ощущение
Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека.
Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха.
Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты - рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны.
Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.
Восприятие
Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.
Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.
Мышление
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований.
В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью него.
Память
Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей а основе развития и обучения.
Воображение
Психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru