Доклад: Принципы теории психоанализа личности
Психосоматическое направление в медицине рассматривает механизм возникновения болезней как результат первичного нарушения души, психики человека. Ведущим представителем этого направления является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Центральное место в его учении занимает положение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую, невозможно понять природу человека. В нарушении духовного подсознания человека Фрейд видел причины болезней. Анализируя причины заболеваний своих пациентов, страдающих от неврозов, он искал пути излечения в воздействии не на организм, а на личность, придавая исключительное значение сложности внутреннего мира человека, испытываемым им душевным конфликтам, противоречиям между "желаемым" и "должным".
Философской доктриной психоанализа является положение о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности и ее углубленного осмысления, что индивид и социальная среда находятся в состоянии извечной "тайной" войны.
Разработка теории психоанализа началась с представлений о патогенезе истерических синдромов, которые, по Фрейду, возникают вследствие подавления больными напряженного, аффективно (аффект - бурная кратковременная эмоция) окрашенного влечения и символически замещают собой действие, не реализованное вследствие подавления аффекта в поведении. Излечение наступает, если в условиях гипнотического сна удается заставить больного вспомнить и вновь пережить подавленное влечение. Эта концепция так называемого "катарсиса", по существу, и явилась фундаментом психоанализа.
В дальнейшем аффективное влечение стало рассматриваться как особое состояние психики со специфическим "энергетическим зарядом" ("катексис"). Подавленное влечение Согласно теории психоанализа не уничтожается, а переходит в особую психическую сферу ("бессознательного"), где оно удерживается "антикатексическими" силами. Вытесненный аффект стремится преодолеть сопротивление "антикатексиса" и вернуться в сознание, используя сновидения или провоцируя возникновение замещающего его клинического синдрома. Задача врача, как полагал Фрейд, заставить больного осознать этот аффект. Для обнаружения вытесненного аффекта по теории психоанализа необходимы исследования свободных ассоциаций, выявление скрытого смысла сновидений и расшифровка так называемого трансфера (перенесения) - особого, постепенно создающегося в процессе психоаналитического лечения аффективно окрашенного отношения больного к врачу, проводящему психоанализ.
Основным видом вытесненных аффектов Фрейд считал эротические влечения, процесс вытеснения которых, как он полагал, начинается уже в раннем детском возрасте при формировании начальных представлений о "недозволенном". Эти идеи нашли свое отражение в работах Фрейда, посвященных проблемам инфантильной "анальной эротики", "Эдипова комплекса" (враждебного чувства сына к отцу за то, что последний мешает безраздельно владеть матерью) и др. Двигателем психической жизни человека, по Фрейду, является половое влечение ("либидо"), определяющее все богатство переживаний и направленное на срыв запретов и моральных установок, налагаемых социальной средой; в случаях же невозможности добиться такого срыва этот фактор ввергает субъекта в болезнь (невроз и истерию). Характерным для психической сферы человека согласно теории психоанализа является и "инстинкт смерти".
Представления о подчиненности поведения примитивным неосознаваемым влечениям и о присущем якобы человеку "инстинкте смерти" привели Фрейда к заключению о неотвратимости войн и общественного насилия; из того, что воспитание предполагает торможение инстинктивных стремлений (патогенное "вытеснение"), был сделан вывод о разрушительном влиянии цивилизации на здоровье и о нецелесообразности дальнейшего развития общественного прогресса; возникновение человеческого общества, культуры и нравственности было объяснено не трудовой деятельностью человека, не отношениями людей в процессе общественного производства, а все теми же эротическими и агрессивными влечениями, характерными для психической сферы современного цивилизованного человека. Эти суждения, как и многие другие положения учения Фрейда, далеко не всегда находили сочувствие даже у наиболее ортодоксальных его учеников.