Доклад: Психосексуальные особенности подросткового возраста
Существуют многочисленные связи между социальными и психологическими реакциями подростков и биологическими аспектами полового созревания, которые обсуждались в гл. 7. Ниже мы вкратце рассматрим некоторые из этих психо-социальных проблем.
Сексуальные фантазии
Сексуальные фантазии и сновидения (подробнее они рассматриваются в гл. 14) у подростков встречаются чаще и выражены более четко, чем у детей младшего возраста; нередко они сопровождают мастурбацию (Hass, 1979). В одном из исследований было показано, что только у 7% девочек и 11% мальчиков подросткового возраста, практикующих мастурбацию, она не связана с сексуальными фантазиями, тогда как примерно у половины подростков фантазии сопровождают мастурбацию практически все время (Sorenson, 1973). Назначение сексуальных фантазий у подростков многообразно: они усиливают удовольствие от сексуальной активности, служат суррогатом реального (но недоступного) полового опыта, вызывают половое возбуждение или оргазм, обеспечивают психическую подготовку к сексуальной активности в более старшем возрасте, создают возможность для безопасного сексуального экспериментирования в отсутствие стесняющих факторов. Сексуальные фантазии намечают те направления, по которым развивается сексуальное воображение у большинства взрослых людей. По этой причине опыт, приобретаемый подростком в процессе формирования индивидуального набора фантазий и познания способов их использования, имеет важное значение для его или ее последующей половой активности и приобретения уверенности в себе.
Самостоятельность
По мере того как у подростка формируется сознание собственной индивидуальности и уменьшается степень зависимости от родителей и других оказывающих на него влияние взрослых, возрастает значение взаимоотношений со сверстниками. Именно в процессе общения друг с другом подростки получают необходимые им поддержку и руководство. В этом возрасте чрезвычайно велико желание жить по-своему, исправить ошибки предыдущего поколения. Лишь с годами приходит осознание собственных целей, вырабатываются правила поведения и способы его контроля. Потребность подростков в свободе обычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей, хотя нередко им не удается совместить то и другое.
Отношение к сексу в разных молодежных группах может быть различным, поскольку отражает этнические и экономические особенности данной группы. В одном случае правила сексуального поведения могут быть вполне традиционными и возводить невинность девушки в степень высшей добродетели; тогда почти всякая сексуальная активность ограничивается рамками "законных" отношений. Если девушка не следует этим правилам, она приобретает плохую репутацию, которая может испортить ее будущее и делает ее жертвой мужчин, ищущих "легкой добычи". Если подросток входит в компанию, в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на "посвященных" и "непосвященных", это может заставить его быть сексуально-активным только из желания соответствовать принятым в его обществе стандартам. Более того, есть основания говорить о своего рода тирании сексуальных ценностей: сверстники ожидают от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта (Chilman, 1979; Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).
Отношение подростка к сексу, принятие им решений, касающихся сексуальных отношений, отражает степень индивидуальной психологической зрелости, личную систему ценностей, моральные соображения, страх перед опасностью нежелательных последствий и наличие увлечения или любви. Эти личностные характеристики нередко вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми средой сверстников, и их ограничивающий эффект в современном обществе, по-видимому, сильнее ощущается подростками-девочками, нежели мальчиками. Создается впечатление, что подростки, начавшие половую жизнь или вплотную приблизившиеся к этому, выше других ценят личную независимость, больше полагаются на друзей, чем на собственную семью, чаще употребляют наркотики и алкоголь и в большей степени склонны к участию в политических выступлениях по сравнению со своими сверстниками (Jessor, Jessor, 1975; I.L. Reiss, 1980).
В стремлении освободиться от опеки родителей некоторые подростки используют секс как доказательство своей независимости и способности самостоятельно принимать решения. Такая свобода достается им нелегко: ведь подростки получают от старшего поколения наследство, отягощенное устойчивым двойным стандартом в отношении секса и глубоким чувством сексуальной вины. И хотя мнение о равенстве полов в настоящее время распространено очень широко, влияние старых представлений во многих отношениях ощущается еще достаточно сильно. Мужчина до сих пор рассматривается как инициатор сексуальных отношений. Если же эту роль берет на себя женщина, ее чаще всего считают "агрессивной" или "сексуально озабоченной". Подростки еще не в состоянии разрешить все противоречия, возникающие при сексуальном общении, страдают от информации и неосведомленности. Более того, они зачастую склонны подменять один круг проблем другим (Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).
Реакция родителей
Хотя в целом взрослые приветствуют стремление подростков к самостоятельности и порой даже требуют от них взрослого поведения, на сексуальные отношения в большинстве случаев это требование не распространяется. Очевидно, что многих родителей пугает сексуальность их подрастающих детей и они пытаются повлиять на нее самыми нелогичными способами: запрещают сексуальное образование в школах ("нельзя забивать голову вредными мыслями"), ограничивают получение подростками информации о противозачаточных средствах ("надо, чтобы девушка страшилась беременности"), осуществляют надзор за тем, что читает подросток и какие смотрит фильмы ("в чистых умах не заводятся дурные мысли"), изобретают школьную форму ("умеренность подавляет похоть") либо делают вид, что подростковая сексуальность просто напросто не существует.
К счастью не все родители придерживаются столь ханжеских взглядов на сексуальность подростков, некоторые из них относятся к этой проблеме гораздо более либерально. Есть родители, которые открыто обсуждают с детьми вопросы пола и даже помогают им в выборе противозачаточных средств. Более того, некоторые буквально толкают детей на приобретение сексуального опыта. Такое отношение можно объяснить желанием родителей заново пережить собственную юность, наблюдая за личной жизнью детей.
Важно сознавать, что половая активность подростков служит источником волнений для их родителей. Большинство тех, кто имеет дочерей, обеспокоены возможностью их нежелательной беременности, поскольку нет никакой гарантии, что противозачаточные средства будут употреблены ими правильно и в нужное время. Беспокоит родителей и возможность заражения болезнями, которые передаются половым путем. Кроме того, многие взрослые оказываются в двойственном положении: они искренне верят в необходимость соблюдения освященных традицией правил сексуального поведения, которые подростку кажутся непонятными, и в то же время не хотят выглядеть в глазах своих детей чересчур строгими и старомодными. Интересно, что у некоторых родителей вызывает беспокойство, если их ребенок-подросток не проявляет интереса к сверстникам противоположного пола; они рассматривают это как вероятный признак склонности к гомосексуализму.
Большинство взрослых, каким бы ни был их собственный стиль половой жизни, стараются ограничить половую активность своих детей до женитьбы или замужества (I.L. Reiss, 1967, 1980). В результате такого отношения в тех случаях, когда родителям принадлежит основная роль в половом воспитании, у ребенка формируется более традиционная система сексуальных ценностей и возрастает вероятность сохранить девственность в подростковом возрасте (Lewis, 1973). Кроме того, последние исследования показали, что у подростка, привязанного к матери, повышается вероятность формирования взглядов на половые отношения и соответствующего поведения, которые свойственны матери (Weinstein, Thomton, 1989).
Список использованной литературы:
1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc , Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1