Доклад: Развитие познавательной самостоятельности учащихся в условиях применения мультимедиа-проекта в учебном процессе
Содержание понятия "познавательная самостоятельность" раскрыто во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности.
Именно применение мультимедиа-проекта в учебном процессе, на наш взгляд, играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики в 11 классах и во внеклассной деятельности, начиная с 8 класса. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам. Приведем примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися лицея в разные годы, многие из которых с успехом учителя используют на своих уроках: "Моделирование исторического процесса в дидактических играх и задачах"; информационный модуль "Клетка" (биология); "Экономическая география Волгоградской области"; информационный модуль "Альдегиды" (химия) и др.
Практика создания творческих проектов с использованием мультимедиа позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработку пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, вставку видео, графики, анимации, гипертекста. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приемов формируются новые.
Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием слайд-фильмов.
Работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования ее социальной и практической значимости, а также выдвижения гипотез ее решения. Следующий этап - планирование работы, распределение обязанностей между разработчиками проекта, определение в выборе инструментальных сред для выполнения проекта. При этом учащимся отводится главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления. Педагог или несколько педагогов (учитель информатики и учитель-предметник) выступают преимущественно в роли научного руководителя и консультанта.
Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. В нашем лицее собрана большая медиатека, поэтому нередко поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (Сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.).
Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции, на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию.
Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.
Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.