Доклад: Репин И.Е.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец.
Соединил крепкую традицию реализма 19 века с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.
Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы.
Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций. Виртуоз разных техник, Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог.
Мастер картины на исторический, бытовой, сказочный сюжет. Портретист. Представитель критического реализма. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией.
Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 г. приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864).
В период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее "четвергах". Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими "программами" религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и его друзья" (1869), отмеченная Малой золотой медалью.
В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к экзамену"), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В.Е. Репина (1867), матери (1867), Г.Д. Хлобощина (1868) и др.
Выдающимся произведением явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871), за которое автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой картиной - "Бурлаки на Волге" (1870-1873), сразу же при своем появлении прославившей имя художника.
В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. "Французы совсем не интересуются людьми, - замечал он. Костюмы, краски, освещение - вот что их привлекает". За границей написаны "Парижское кафе" (1875), "Садко" (1876; за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов.
В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году написан портрет-картина "Протодьякон". В этой работе уже намечена та характеристика духовенства, которая придала особую социальную остроту картине "Крестный ход в Курской губернии" (1883) - произведению, с редкой для живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню.
С 1878 года Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С конца 1870-х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей посвящены картины "Арест пропагандиста" (1878), "Отказ от исповеди" (1880-е гг.), "Не ждали" (1884). Переломные моменты, значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом в русскую историческую живопись являются известные полотна: "Царевна Софья" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Запорожцы" (1891).
В 1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов: М.П. Мусоргского (1881); актрисы П. А. Стрепетовой (1882); В.В. Стасова (1883); Л.Н. Толстого (1887) и др.
В 1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской в Академии художеств. К 1903 году относится последнее крупное произведение Репина - "Торжественное заседание Государственного Совета". С 1900 года Репин жил на своей даче "Пенаты" под Петербургом. После революции эта местность оказалась на территории Финляндии, и художник был оторван от своей страны.
Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: "Я человек 60-х годов... я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует...".