Доклад: Сергей Васильевич Рахманинов
(20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, — 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка)
Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808–81) – пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4–5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 – в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепиано), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891; 2-я редакция 1917), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа – опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 – Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909–12 активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества (РМО) (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.
В кон. 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918–43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941–42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.
Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19–20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова – органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям.
Рахманинов – один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство.
В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).
Оперы – Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва); для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913); для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.; для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893); для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.; 2 сюиты для 2 фортепиано; хоры (с оркестром, с фортепиано), хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и переложения.