Доклад: Шарль д’Эстен
Французский историк писал: “Храбрый, как его шпага, д’Эстен всегда был идолом солдата, идолом матроса; но нравственный авторитет его среди офицеров в ряде случаев оказывался весьма недостаточным, несмотря на явное покровительство, оказывавшееся ему королем”. Этот недостаток авторитета, связанный с непрофессионализмом флагмана, сказывался в ходе боевых действий.
Шарль Анри Теодат Жан Батист д’Эстен родился 24ноября 1729года в Оверни. Он начал военную карьеру на суше в войне за Австрийское наследство (1740—1748), в период Семилетней войны служил в Индии и в 1759году был ранен и взят в плен при осаде Мадраса. В 1760году офицер возглавил военную экспедицию в Персидский залив, захватил форты Гомброн и Бендер-Аббас, успешно действовал на западном берегу острова Суматра. На обратном пути во Францию на транспортном судне он был захвачен англичанами и помещен в портсмутскую тюрьму.
По возвращении во Францию тридцатилетнего д’Эстена перевели на флот. В 1761году он— комендант Кале, в 1763году— генерал-губернатор острова Сан-Доминго (Гаити). В 1763—1766годах д’Эстен был губернатором Антильских островов, в 1767году стал вице-адмиралом. В 1772году д’Эстен— главный командир над портом и комендант Бреста. В 1773году он руководил тулонской эскадрой. Морские офицеры не доверяли морскому искусству д’Эстена и считали, что его преждевременно выдвинули в контр-адмиралы. Скорее всего, он не имел возможности продемонстрировать свои способности флотоводца. Проверить их довелось только в ходе Войны за независимость Североамериканских Штатов.
В 1778году после выступления Франции на стороне боровшихся за независимость Соединенных Штатов вице-адмирала назначили командовать первой французской эскадрой, которой следовало опередить англичан в Северной Америке и помочь колонистам организовать оборону. 15апреля 1778года из Тулона выступила эскадра адмирала д’Эстена (12линейных кораблей, 5фрегатов, 4000человек). Шедший с эскадрой посланник должен был избегать денежных и других обязательств со стороны Франции, которая соблюдала свои интересы. Эскадра двигалась медленно, проводя учения. К мысу Делавер французы прибыли только 8июля, через двенадцать недель. Это позволило получившему указание очистить Филадельфию и занять Нью-Йорк лорду Хау выполнить свою задачу до подхода французов.
Д’Эстен 11июля встал южнее Сэнди Гука, вне бухты, и занимался промерами глубин. Когда подъем воды увеличил глубину до 30футов, 22июля флагман направился в бухту, однако по совету лоцмана отказался от атаки и ушел к югу. Есть мнение, что и у него были тайные инструкции не торопиться с окончанием войны. Он направился к Род-Айленду. Оповещенный об этом 28июля Хау из-за встречных ветров только 9августа прибыл к мысу Юдифь. Однако д’Эстен накануне уже расположился там между Гульдскими и Коннектикутскими островами, заняв кораблями и западные проходы. Французская эскадра была готова поддержать американскую армию в атаке британских укреплений. Когда появилась более слабая английская эскадра, д’Эстен вышел в море. Сутки противники маневрировали, добиваясь выгодного положения, пока в ночь на 11августа их суда не рассеял сильный шторм. Сразу же после шторма два английских корабля атаковали флагманский “Лангедок”, лишившийся мачт, и “Тоннан”, у которого осталась лишь одна мачта. К вечеру они прекратили бой, а утром подошли главные силы французов. Англичане ушли в Нью-Йорк, а д’Эстен, приблизившись к Наррангассетской бухте, 21августа отправился в Бостон для ремонта, оставив американские войска без поддержки. В результате укрепления Род-Айленда англичане удерживали еще год. Хау же был у Бостона через четыре дня после д’Эстена и заблокировал узкий вход в Ньюпорт, по которому французские корабли могли выходить лишь поодиночке.
Тем временем Вашингтон писал д’Эстену; его послание от 11сентября 1778года гласило: “Откровенный взгляд на наши дела, который я намерен изложить теперь, позволит вам судить о затруднениях, сопровождающих нашу работу. Почти все наши запасы муки и немалая часть мяса получаются из штатов, лежащих к западу от реки Гудзон. Это делает обеспеченное сообщение через последнюю безусловно необходимым как для поддержки вашей эскадры, так и для армии. Если неприятель овладеет сообщением по этой реке, то он прервет эту существенную связь между штатами. Он чувствует это свое преимущество... Если бы он сумел какой-либо демонстрацией в другой области отвлечь наше внимание и силы от этого важного пункта и, предупредив наше возвращение, овладеть им, то последствия этого для нас были бы роковыми. Наши диспозиции должны поэтому равно сообразовываться с необходимостью сотрудничества с вами (в Бостоне) в рамках оборонительного плана и с обеспечением безопасности Северной реки, исполнение чего, за отдаленностью этих объектов один от другого, делается особенно затруднительным”.
Однако д’Эстен в Ньюпорте оценил опасность своего положения. Кроме того, целью его деятельности стала защита французских колоний. 4ноября он отплыл с 12кораблями к Мартинике, куда прибыл 9ноября. Накануне французы без боя овладели островом Доминика.
Тем временем английский коммодор Хотам 4ноября вышел с 5кораблями, конвоируя 59транспортов с 5000солдат для захвата острова С.-Лючия. 13—14ноября его войска высадились на острове и захватили лучший порт. Однако 14ноября к острову прибыли 12линейных кораблей д’Эстена. Когда появились французы, англичане построили корабли дугой перед входом в бухту и отвели за линию транспорты. Д’Эстен дважды проходил мимо английского строя, обстреливая его из пушек с дальней дистанции, а затем, отказавшись от решительного боя, высадил на берег солдат, которые атаковали противника. Однако и на суше французов ждала неудача. Когда эскадра удалилась к Мартинике, французский гарнизон капитулировал. Попытки вернуть остров в 1780и 1781годах французам не удались.
К июню 1779года французы имели в Вест-Индии 25, англичане— 21линейный корабль под командованием Байрона. После выхода в середине июня англичан в Атлантический океан для конвоирования судов, направлявшихся в Англию, французы овладели 16июня островом Сент-Винсент. Для этого д’Эстен использовал небольшие силы, после чего с основными силами отплыл к Гренаде. 2июля он прибыл к Джорджтауну, высадил войска, и 4июля гарнизон Гренады из 700человек сдался. Английский командующий вице-адмирал Байрон пытался вернуть Сент-Винсент и защитить Гренаду. С эскадрой и отрядом судов, на которые были погружены войска, Байрон выступил и на рассвете 6июля огибал северо-западный мыс острова Гренада, зная, что поблизости неприятель. Однако и д’Эстен уже накануне знал о приближении англичан. Он решил оставаться на якоре, чтобы течение не отнесло его под ветер.
Когда англичане появились, д’Эстен приказал сниматься с якорей. Не заметив численного превосходства противника, Байрон атаковал из наветренного положения, но, видя французский флаг на острове, приказал повернуть и прекратить погоню. В результате с противником сблизились и вели бой лишь 8кораблей, которые серьезно пострадали, а 4вышли из строя. Французские корабли пострадали мало. Однако д’Эстен не воспользовался возможностью атаковать противника, у которого было много поврежденных кораблей и который был связан заботой о конвое. Он не решился ни отрезать английский флот от конвоя, ни истребить вырвавшиеся вперед три корабля. Обстреляв последние, д’Эстен направился к Гренаде, которую считал основной своей целью, а английский флот— второстепенной. Сюффрен, тогда командовавший авангардным кораблем, позднее утверждал: “Если бы знание адмиралом морского дела равнялось его храбрости, то мы не позволили бы уйти четырем потерявшим мачты кораблям”. Французам же достался лишь один английский транспорт.
Гренада явилась единственным личным успехом д’Эстена. Он проявил завидную храбрость, лично командуя штурмом траншей при занятии С.-Лючии и Гренады.
В августе французская эскадра (22корабля) ушла к берегам Северной Америки, где для колонистов сложилась тяжелая обстановка. Зимой 1778—1779годов, пользуясь отсутствием французского флота, англичане перенесли боевые действия в Южные Штаты, где были сильны сторонники королевской власти, и в конце 1778года овладели Саванной, а затем и всей Джорджией. Операции распространились на Южную Каролину, однако овладеть Чарлстоном не удалось. Узнав об этих событиях и возмущении в Америке бездействием французов, д’Эстен решил идти к берегам Америки, хотя и получил приказ возвращаться в Европу. С 22линейными кораблями он поставил себе две цели: выручить Южные Штаты и напасть на Нью-Йорк вместе с армией Вашингтона. 1сентября он прибыл к берегам Джорджии и застал англичан врасплох. Однако сначала он не спешил атаковать Саванну, а затем приближение сезона плохой погоды побудило адмирала поторопиться с нападением. Он лично командовал одной из колонн при попытке генерал-майора Линкольна взять город. Однако штурм завершился кровавым поражением. Осада была снята, и эскадра д’Эстена отплыла в Европу, оставив часть кораблей в Вест-Индии под начальством графа де Гишена. После ухода французского флота английская эскадра, спешно покинувшая было Ньюпорт, возобновила нападения на Южные Штаты и весной 1870года помогла армии овладеть Чарлстоном и Джорджией.
Вице-адмирал был серьезно ранен при неудачной атаке Саванны в сентябре— октябре 1779года и вернулся во Францию с эскадрой.
В момент подписания Версальского мира (1783) д’Эстен командовал в Кадисе объединенным франко-испанским флотом, который готовился к отправке в район военных действий.
В 1785году д’Эстена назначили губернатором Турени. Во Франции его считали просвещенным реформатором, он был введен в ассамблею нотаблей (1787). К началу Великой французской революции д’Эстен занимал пост главнокомандующего Национальной гвардией в Версале (1789). В 1792году его произвели в адмиралы. Во время якобинского террора моряк был арестован, приговорен к смерти революционным трибуналом и гильотинирован 28апреля 1794года в Париже. Его именем называли корабли ВМС Франции.