Доклад: Томалогия - новое направление в психологии
Томалогия – это новая наука о вертикальном развитии человека, о развитии его сознания. Эта наука всесторонне изучает механизмы работы человеческого ума, как сознательной его части, так и подсознательной. За более, чем 8 лет исследовательской работы, в которую были вовлечены люди самых различных профессий и возрастов, томалогией описано более 5000 психо-эмоциональных переживаний, характеризующих различные состояния человека. Открытие защищено авторским правом.
Томалогия - происходит от греческого слова "tomos", которое в русском варианте звучит как "слой". Томалогия, буквально, это наука, которая послойно изучает ум человека. Она очень созвучна с томографией - методом неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях. Практически, тем же самым занимается и томалогия, но с психологической точки зрения. Методы томалогии позволяют проводить «неразрушающее послойное исследование внутренней структуры объекта», то есть человека и его ума, а более 5000 описанных психо-эмоциональных состояний человека и являются многократным просвечиванием механизмов работы человеческого ума в различных пересекающихся направлениях.
История томалогии берет свое начало в 1995 году, когда группа профессиональных психоаналитиков и специалистов по нетрадиционной психологии объединилась для совместного обмена опытом, что привело к рождению ряда теоретических гипотез, которые потребовали практического изучения. Они пришли к выводу, что психология и психотерапия, при всем ее разнообразии течений и направлений, не дает ответов на многие вопросы, имеет много белых пятен, а главное, методы, которые используются ими, имеют локальный и временный характер. Было ясно, что в области изучения человеческой психики необходим принципиально новый подход, а именно, не разгрузка подсознания путем бесконечного проговаривания проблемы или снов (как в психоанализе), не анализ мотивов поведения (как в психологии), не смена гештальта (как в гештальттерапии) - этот список можно продолжать, а сотрудничество с сознательной частью человека.
До сих пор работа психоаналитиков велась с подсознательной частью, а сознание оставалось без внимания, хотя именно в сознании заложена потенциальная возможность лечения неврозов человека, и его психическое здоровье. Кроме того, проблема заключалась в том, что психоаналитики и психологи всегда пытались рассматривать или говорить о сознании с уровня ума, что было ошибочно изначально, так как сознание является более высокой и более развитой субстанцией, нежели область ума. Ум является лишь частью сознания, не более. Именно поэтому все исследования в области сознания неминуемо заходили в тупик. Часть ничего не знает о целом. Живя в уме человек воспринимает действительность лишь частично, фрагментировано, раздроблено, его психическая структура не является целостной, и только сознание способно объединить все его части в единство. Понимая это, исследователи поставили перед собой задачу найти пути, с помощью которых возможно расширить сознание человека.
Было выработано несколько методов, которыми и решили воспользоваться для того, чтобы начать эксперимент. В эксперименте приняли участие группа психологов, а также группа добровольцев (людей самых различных профессий, возрастов, национальностей, социально-экономического статуса, вероисповедания, имеющих самые разные психологические проблемы), которым было предложено использовать в их жизни разработанные методики.
Результаты этой исследовательской работы превзошли все ожидания. Эксперимент по всестороннему изучению механизмов работы собственного ума изменил жизнь его участников. Люди, участвующие в этом эксперименте, констатируют коренные позитивные изменения не только в своей жизни, но и в жизни близких им людей. Эта исследовательская работа не только не прекращается, но и с каждым днем приобретает все большие масштабы.
Ещё в 1882 венский психиатр Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и "отреагировать" забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализа. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания человека в сферу подсознательного, откуда продолжают воздействовать на жизнь человека, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме. Именно в подсознании человека кроются корни таких явлений как сексуальные извращения, садизм, мазохизм, различного рода мании, фобии и страхи.
Согласно последним исследованиям ученых, человек пропускает в свою сознательную часть не более 10% всех тех ощущений, чувств, эмоций, переживаний, которые происходят с ним в результате контакта с окружающим миром. Человеку до сих пор неизвестна работа его подсознания, которое, по сути, и формирует его жизнь. Каждый человек имеет дело лишь с небольшой частью ума, с его сознательной частью. Это как вершина айсберга, которая видна на поверхности, а весь айсберг спрятан под водой.
Томалогия отличается от существующих методов психоанализа тем, что она не только позволяет работать с человеком без применения гипноза, суггестий, свободных ассоциаций и других искусственных методик лечения, но и предоставляет в его распоряжение инструменты, с помощью которых он сам может освобождаться от деструктивных накоплений в своем подсознании, узнавать работу своего ума, интегрировать себя в единое целое, а также самостоятельно развиваться и непрерывно раскрывать свой внутренний потенциал, который, по сути, бесконечен. Именно поэтому томалогия - это наука о вертикальном развитии человека.
Томалогия позволяет человеку сбалансировать и гармонизировать свою природу, открыть и реализовать свой собственный творческий потенциал, жить более счастливой жизнью. Благодаря использованию методов томалогии, человек становится способным решать любые жизненные ситуации, преодолевать любые кризисы, при этом не только возвращаясь к полноценной жизни, но и извлекая опыт, позволяющий подниматься на новые уровни сознания.
Томалогия – это наука о субъективном, наука о внутренней реальности человека. Коренным отличием томалогии от уже существующих наук является то, что человек, для постижения своих собственных, внутренних законов, законов субъективной реальности, должен войти в опыт. То, о чем говорит томалогия, принадлежит к внутреннему миру человека и может быть пережито только им самим.
Одним из ключевых понятий томалогии являются понятия «сознания» и «осознанности». Во внутреннем мире человека присутствуют точно такие же законы, как и во внешнем мире. Сознание помогает человеку постигать эти законы, постигать работу собственного ума, своей собственной, субъективной реальности. Осознанность является именно тем инструментом, благодаря которому человек освобождается от деструктивных накоплений своей подсознательной части.
Используя методы томалогии, человек шаг за шагом привносит в свою жизнь, в свои действия, поступки, мысли и эмоции осознанность и, таким образом, освобождается от механичности, от своих проблемных зон, которые проявляются в различного рода страхах, стрессах, депрессиях, невротичности, неуверенности и прочих болезненных для человека состояниях. Причем он делает это совершенно естественно, без насилия и принуждения, в своем собственном ритме. Методы томалогии предоставляют человеку возможность разотождествиться со своими негативными состояниями, то есть отстраниться от них, а значит не быть ими захваченным, что дает возможность переживать любые состояния достаточно легко.
Томалогия помогает создать в человеке интеграцию, целостность, что позволяет ему принимать и переживать все вызовы жизни, жить полноценной жизнью в современном, динамичном, постоянно изменяющемся мире.
Основы томалогии описаны в научном труде "Томалогия - наука о вертикальном развитии человека" и защищены "Свидетельством о регистрации авторского права № 6794", выданным Государственным департаментом интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины 18 декабря 2002 года. В настоящее время идет процесс патентования разработанных методик.