Доклад: Цивилизация Майя
Если мы соединим одной линией Чичен-Ицу на севере Юкатана и Копан (в Гондурасе) на юге, а Тикаль и Ишкун (в Гватемале) на востоке через город Гватемалу с Паленке (Чиапас) на западе, мы очертим примерные границы цивилизации майя. Одновременно эти линии ограничат ту территорию, которую в 1881-1894 годах объездил англичанин Альфред Персифаль Моудсли. Альфред Персифаль Моудсли сделал то необходимое, что помогло сдвинуть исследование с мертвой точки. Он проделал семь походов в джунгли и привез с собой не только описание этих походов и зарисовки, но и оригинальные материалы: тщательно сделанные оттиски и гипсовые слепки с рельефов и надписей. Его коллекция попала в Англию, первоначально в Музей Виктории и Альберта, затем в Британский музей. Когда "Коллекция Моудсли " стала доступной исследователям, наука получила материалы, с помощью которых можно было заставить все эти памятники рассказать и о своем возрасте и о своем происхождении.
Календарь Майя
Теперь ученые, стоя с рисунками де Ланды в руках перед храмами, статуями, стелами майя, вооруженные знаниями иероглифических цифр майя, сумели увидеть, что на всех этих, сделанных из камня и с помощью каменных орудий памятниках древнего народа не было ни одного орнамента, рельефа, фриза или изображения животного, которое не было бы связано с какой-либо датой. Каждое строение майя было окаменевшим календарем. Случайности здесь не оставалось места: эстетика была подчинена математике. Выяснилось, что все эти звероподобные лики изображали либо какую-то цифру, либо даже целую календарную схему. Теперь выяснилось, что повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент означал количество прошедших циклов времени, а сама лестница, насчитывавшая семьдесят пять ступенек, означала число прошедших после окончания цикла дней (пятнадцать раз по пять). Другого подобного примера полного подчинения архитектуры и искусства календарю нет нигде в мире. По мере того как наука все глубже проникала в тайны календаря, цивилизация майя поразила исследователей еще одним открытием, календарь майя был лучшим на свете. Он был построен совсем по иному принципу, чем все известные нам календари, и тем не менее был самым точным. Его структура, если оставить в стороне тонкости, которые и поныне еще далеко не выяснены, выглядит следующим образом. Он состоял из нескольких циклов: первый - 260-дневный цикл, в котором повторялись названия дня и числа недели (необходимо иметь в виду, что дни недели у майя обозначались числами от 1 до 13, то есть неделя была тринадцатидневной, а дни месяца имели 20 названий и, кроме того, тоже обозначались числами от 0 до 19 - первый день считался нулевым). Этот цикл называется "цолькин". Второй - 4-летний цикл, в котором повторялись названия дня и числа месяца. Год майя - "хааб" - состоял из 365 дней (18 двадцатидневных месяцев и пять добавочных дней). Существовал еще и третий цикл, представлявший своего рода комбинацию "цолькина" и "хааба". Это так называемый "календарный круг" - 52-летний цикл (тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно важную роль в жизни майя. Наконец, майя пользовались и "длинным счетом" по "к'атунам" - "двадцатилетиям", который велся от определенной начальной даты. Исходная дата майя "4 Ахау, 8 Кумху" соответствует по своей функции дате начала христианского летосчисления, - только по своей функции, но не по дате. Пользуясь своим способом летосчисления, настолько разработанного в деталях и сложного, майя превзошли по точности все остальные календари на свете. Мы неправы, считая будто современный календарь является лучшим; он несколько лучше предшествовавших календарей. Так, в 238 году до н.э. Птоломей III несколько исправил древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так называемый Юлианский календарь, который просуществовал вплоть до 1587 года, когда папа Григорий ХIII заменил его новым, так называемым Григорианским календарем. И если мы сравним данные о протяженности года всех этих календарей с данными астрономических исчислений, то мы увидим, что наиболее точным календарем был именно календарь майя.
Длина года составляет:
согласно Юлианскому календарю | 365, 250 000 дней |
согласно Григорианскому календарю | 365, 242 500 дней |
согласно календарю майя | 365, 242 129 дней |
согласно астрономическим исчислениям | 365, 242 198 дней |
В различные периоды своей истории майя по-разному записывали даты исторических событий. Во времена так называемого Древнего царства майя в основном употребляли "долгое счисление", состоявшее в том, что на памятнике записывалось количество годов и дней, истекших от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху (повидимому, дата конца последнего потопа, которых, по мифологическим представлениям древних майя, было несколько) до момента воздвижения данного памятника. Прошедшее время отмечалось количеством истекших дней (на языке майя - кин), месяцев по двадцать дней (виналь), годов по восемнадцать месяцев (тун), периодов в двадцать лет (к'атун) и циклов, состоявших из двадцати к'атунов каждый (бактун), равняющихся 144 тыс. дней, т. е. приблизительно 400 наших лет. Таким образом, какя-нибудь дата, записанная по способу "долгого счисления", имела приблизительно следующий вид: "от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху прошло восемь бактунов, четырнадцать катунов, три туна, один виналь и двенадцать кин до дня сооружения этого здания". Такого рода хронологическая надпись, часто встречающаяся на древних памятниках майя, носит у современных исследователей название"начальной серии", так как чаще всего помещается в начале текста. В конце "начальной серии" обычно помещалась еще дата 52-летнего цикла. Если бы было известно соотношение даже только одной "начальной серии" с датами нашего календаря, то вычисление дат по хронологии майя не представляло бы никаких затруднений, и определений, на какое число нашего календаря падал этот исходный день. Но двойная запись дат по хронологической системе майя и по нашему летосчислению имеется только в документах, относящихся ко времени после испанского завоевания, т.е. к концу Нового царства майя. В этот период майя записывали даты исторических событий посредством так называемого "краткого счисления", гораздо менее совершенного. (Оно появилось у майя, возможно, в результате тольтекского завоевания). Согласно этой системе счисления, одноименные даты могут повторяться через 93 600 дней (т.е. около 256 лет). Исходный момент "долгого счисления" - 4 Ахау 8 Кумху - современные ученые могли установить только при помощи "краткого счисления". Поэтому исследователи расходятся в вопросе о вырожении этой мифической начальной даты в числах нашего календаря. Одни (например, Г.Спинден) относят ее к 13 октября 3373 года до н.э., другие (М. Эрнандес, Дж.Томпсон, С.Г.Морли) - к 7 сентября 3113 года до н.э., т.е. приблизительно на 260 лет позже. Большинство специалистов сейчас придерживается последней системы пересчета, однако и она не может объяснить целого ряда спорных моментов. В частности, последние исследования по радиоуглеродному анализу подтверждают скорее даты по системе пересчета Г.Спиндена.
Загадки календаря Майа
Снова мы возвращаемся к календарю, который остается одной из загадок цивилизации майя. Одни ученые считают, что этот народ, который вел точнейшие астрономические наблюдения и оперировал самыми сложными математическими выкладками, что говорит о рационалистическом характере его мышления. В конце концов погряз в мистицизме: народ майя, создатель самого лучшего на свете календаря, стал в то же время его рабом. Эту гипотезу поддерживал и Керам. Другие ученые считали, что календарь майя возник в связи с необходимостью точного определения срока посевов и жатвы и, следовательно, был первоначально полностью подчинен чисто хозяйственным интересам. С развитием классовых отношений в обществе майя вопросы календаря, связанного с культом божеств плодородия, стали компетенцией жреческой прослойки, использовавшей свои астрономические познания для укрепления своего влияния среди трудящихся масс. Повышенный интерес к вопросам календаря и астрономии майя у большинства ученых объясняется лишь тем, что их попытки раскрыть тайну чтения некалендарных иероглифов майя потерпели неудачу. Вследствие этого ряд исследователей упорно утверждали, что в надписях майя единственные рациональные данные можно получить лишь из календарных дат, а все остальные знаки письма майя имеют только сугубо ритуальный и мистический характер, и что понять их невозможно. Эти утверждения были опровергнуты исследованиями ученого Ю.В.Кнорозова, показавшего в своих работах по расшифровке письменности майя, что иероглифика майя подчиняется тем же основным закономерностям развития письма, как и все другие иероглифические системы, в часности иероглифике народов древнего Востока. Но календарь майя и по сей день таит в себе много неразгаданных тайн и загадок