Доклад: Университетское образование по природопользованию и природообустройству
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы природопользования и природообустройства приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают основы цивилизации, как минимум - четыре геосферы, в том числе биосферу, и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Природой в Сибири в двадцатом столетии меньше любовались, больше покоряли, наращивали могущество страны, решали с помощью сибирских природных ресурсов хозяйственные и стратегические задачи, а теперь подошли к рубежу, когда ни ждать, ни брать милостей от природы уже не приходится, а надо всем и каждому учиться жить с ней в ладу. Если правомерны понятия рациональное и нерациональное природопользование, то история индустриализации, создания территориально-промышленных комплексов, леспромхозов и химлесхозов, урбанизации, химизации, экстенсивного земледелия - дала достаточное количество примеров нерационального отношения человека к природе, ведущего к растрате и исчерпанию природных ресурсов, к оскудению страны.
Как подготовить будущего инженера-эколога к рациональному природопользованию и природообустройству? Научить не только ставить диагноз окружающей среде, но и непременно контролировать технологии различных сфер производства и потребления, чтобы жизнь продолжалась в гармонии с природой, - это, как нам кажется, основная задача университетского экологического образования.
Объекты природообустройства многообразны - от минерально-сырьевых ресурсных комплексов до агроэкосистем. Критерий различия природопользования и природообустройства: природопользование имеет потребительскую направленность, результат природообустройства - сохранность и совершенствование среды обитания и жизнедеятельности человека и всего живого на Земле. Природообустройство требует перехода от сиюминутного прагматизма к сбалансированным эколого-экономическим комплексам. Природообустройство опирается на знание законов самоорганизации и развития биосферы.
В программном курсе рассматривается великая спираль жизни, биохимические круговороты многих макро- и микроэлементов. Если мы хотим сохранить человеческую жизнь, то обязаны научиться не нарушать сложившийся в антропогенный период круговорот, заменить технологии, провоцирующие экологические конфликты.
Достаточно времени уделяется основам землеведения и ландшафтного проектирования с использованием в практической работе со студентами среднемасштабной картографической основы для районов Зауралья, Ханты-Мансийского Автономного Округа и сельхозрайонов Тюменской области. Крупномасштабная основа используется для г. Тюмени и природной зоны. Мы считаем необходимым решать вопросы природообустройства с помощью нормального картографо-информационного обеспечения.
Не менее важно знать основы климатологии, взаимосвязь климата, типов ландшафта и поведения геохимических элементов в различных ландшафтно-климатических условиях.
Особо рассматривается проблема промышленного бедленда, связанная с ТЭК, лесоповалом и лесоразведением, рыболовством и рыбоводством, водопользованием и водоотведением, автотранспортом. строительством промышленных и гражданских объектов, карьеров, железных дорог и автомагистралей, дачных кооперативов и агроэкосистем. Начальные звенья техногенных загрязнений в Западной Сибири - добывающие и поглощающие скважины, трубопроводы, установки подготовки нефти, газа и газоконденсата, факелы, нефтеперерабатывающее оборудование, автотранспорт. Нефтяные и газовые скважины, амбары-шлаконаполнители, соленые воды глубоких горизонтов, буровые сточные воды - вот далеко не полный перечень загрязнений, чрезвычайно вредных для биосферы, гидросферы и литосферы Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна.
На основе накопленного в мире и у нас опыта рассматриваются природосберегающие технологии, способы рекультивации ранее нарушенных земель, восстановления экосистем, системных платежей и штрафных санкций за нарушение экологического равновесия.
Свою задачу мы видим в том, чтобы воспитывать у студентов активную жизненную позицию и создать условия для формирования глубокого интереса к предмету и познавательной деятельности, реальных содержательных мотивов к учению. Специалисты с университетским образованием смогут в реальных условиях Сибири системно подходить к решению инженерных задач в нефтегазовой отрасли; приобрести опыт и знания; получить в руки инструмент эффективного разрешения проблемных ситуаций, складывающихся на производстве.